logo
Основы языкознания

7.3. Виды речи

Целесообразно говорить о двух основных каналах, которыми мы пользуемся при речевом общении: устно-слуховом и письменно-зрительном.

Устно-слуховой канал речевой деятельности работает в двух режимах. Первый – это режим непосредственного общения, когда говорящий и слушающий находятся в условиях, позволяющих им подкреплять устно-слуховые речевые акты паралингвистическими факторами, что облегчает взаимопонимание. С изобретением телефона, радио и других подобных средств стало возможным устно-слуховое общение на расстоянии.

Письменно-зрительный канал является вторичным по отношению к устно-слуховому. Письменный язык является трансформом устной речи. Все нормальные люди умеют говорить, но почти половина населения земного шара полностью неграмотна, и реальное умение читать и писать является достоянием едва ли ни меньшинства людей на Земле [Якобсон 1985, с. 317]. Письмо как онтогенетически, так и филогенетически является вторичной манифестацией человеческой устной речи [там же, с. 373].

Какая бы система письменных символов ни использовалась человеком, она служит, как правило, фиксации произносимых слов. Устная и письменная коммуникации обладают как некоторыми общими свойствами, так и особенностями, присущими каждому из этих способов коммуникации. В частности, те свойства письменных текстов, которые связаны с их развертыванием в пространстве, отличают их от чисто временного развертывания устных высказываний.

Александр Романович Лурия отмечал, что в норме устная и письменная речь протекают по различным правилам и строятся грамматически различно [Лурия 1979]. В устной речи произнесение имитирует процесс создания речи. Слушатель не может «заглянуть вперед», чтобы узнать, «чем дело кончилось», не может задержать течение речи, чтобы вернуться к уже сказанному. Необратимое движение речи во времени столь же «непреодолимо» для говорящего, как и для слушающего. Устная речь, в отличие от письменной подчиняется фактору физического времени.

В устной речи мы можем строить фразы без специализированных показателей связанности, когда используемые слова имеют общие компоненты смысла, т.е. когда их соединение представляется обычным и легко объяснимым: Пирожки свежие – только что купила – на углу магазин – свежие такие (пример Б.М.Гаспарова).

Устная речь характеризуется тем, что часто мысль «обгоняет» слово, план выражения отстает от плана содержания. Говорящий не успевает найти для него нужную форму словесного воплощения. В этом случае имеет место повтор, два высказывания могут частично перекрываться, налагаться друг на друга. В устной речи повторы обеспечивают ясность изложения.

В устной речи говорящий может усилить, выделить, подчеркнуть те моменты, которые ему кажутся важными. Часто используются конструкции с именительным темы: Эта загадка, она разрешена. Б.Ю. Норман видит в именительном темы (в приведенном примере – эта загадка) не часть высказывания, а фрагмент внутренней речи, пробившейся наружу. Этот фрагмент речи как бы обнажает работу мысли [Норман 1978].

Письменная речь не располагает дополнительными способами передачи информации. Она может опираться только на максимально полное использование средств языковой коммуникации. В этой форме речевого общения заложены возможности контроля и корректировки, исправления написанного.

В письменном тексте изложенные мысли должны быть связаны между собой таким образом, чтобы принятие или отвержение одной из них влекло за собой логическую необходимость принять еще некоторые определенные мысли, а некоторые другие отвергнуть. Автор должен так построить свой текст, чтобы читатель смог уловить логические связи.

Письменная речь характеризуется более строгим соблюдением литературных норм данного языка. Чувства и эмоции автора должны быть переданы умелым подбором слов и поняты читателем из контекста. Письменная речь открывает перед человеком необозримые горизонты приобщения к мировой культуре.

Человек овладевает множеством психолингвистических стратегий и тактик разворачивания замысла в речь. Одна из трудностей, с которой сталкивается человек, состоит в переходе от одной модели порождения высказывания к другой. Привычка к одному виду речевого общения часто приводит к переносу навыков порождения речи, свойственных одному виду речевой деятельности, в иные языковые сферы. А это ведет к нарушениям и ошибкам. Влияние устно-разговорной речи на речь письменную проявляется в привычке писать «как говоришь». Иногда люди, имеющие всегда дело с письменными текстами, переносят законы порождения письменного текста в разговорную речь.

Устная и письменная речь находятся в отношении комплементарности. Без устной речи не могла бы появиться письменная речь, а без письменной речи устная речь не могла бы совершенствоваться, так как не хватило бы памяти для сохранения найденной человечеством информации, которую можно фиксировать письменно и все время сохранять.

Широкое распространение письменного слова в настоящее время дополняется такими техническими средствами передачи устных сообщений широкой аудитории, как радио, телевидение, звукозапись. Однако в наше время и объем циркулирующей в обществе письменной информации огромен.

Естественной формой человеческой речи является диалог. Подлинное свое бытие язык обнаруживает в диалоге [Щерба 1974]. Диалог предполагает попеременное участие обоих участников общения. Диалог – это непосредственное речевое общение двух или нескольких человек. Это форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями, репликами. Каждое высказывание прямо адресуется собеседнику, оно ограничено непосредственной тематикой разговора. На языковой состав реплик влияет непосредственное восприятие, ситуативная обусловленность речи и др.

Диалог (от греч. dialogos – ‘беседа двух лиц’) – форма непосредственного речевого взаимодействия двух или нескольких лиц, состоящая из последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик [СЭС 2000].

Главное отличие диалогической речи заключается в ее реактивном характере. Диалог – это цепь реакций [Выготский 1934]. Диалог – это обмен такими высказываниями, которые естественно порождаются одно другим в процессе разговора.

Диалог – это речь поддерживаемая. Собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, может закончить мысль другого. Это облегчает говорящему возможность выразить мысль, высказать свое отношение и быть понятым собеседником. Диалог ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих, в условиях их взаимного восприятия друг другом. Говорящие часто совместно наблюдают за обсуждаемым предметом. Диалог ситуативен.

Условия, в которых протекает диалогическая речь, определяют ряд ее особенностей, к которым относятся следующие:

- краткость высказываний, особенно в вопросно-ответной форме диалога;

- простота синтаксического построения;

- свободное от строгих форм книжной речи синтаксическое оформление высказывания;

- использование предложений неполного состава, чему способствует не только естественная опора на реплики собеседника, но и обстановка;

- неподготовленность речи;

- широкое использование неречевых средств (мимика, жесты);

- большая роль интонации;

- использование модуляций в голосе, тембра.

Монологическая речь – это длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Монолог не рассчитан на словесную реакцию собеседника, это речь, рассчитанная на пассивное восприятие. Говорящий судит о том, насколько понятна речь слушающим, какое воздействие она оказывает, по несловесной реакции слушающих. Монолог может включать обращения к собеседникам, может предполагать ответную реакцию собеседников.

Монолог (от греч.monos – ‘один’ logos – ‘речь’) – речь индивида, выключенная из разговорного общения с другими индивидами и не предполагающая непосредственного отклика [СЭС 2000].

Для монологической речи типичны значительные по размеру отрезки текста. Монологическая речь характеризуется связностью, контекстностью, последовательностью, грамматической правильностью построения предложений. Она содержит сложные синтаксические построения, распространенные конструкции. Ей свойственна развернутость, полный стиль произношения, сдержанность жестов и др.

Разновидности монолога – лекция, доклад, речь. Мысль и ее речевое выражение у выступающего должны рождаться на глазах у слушающего. Искусству речи в настоящее время уделяется большое внимание в практике обучения.

Устная спонтанная монологическая речь предъявляет говорящему высокие требования в области связности и целостности речевого произведения, предполагает у говорящего наличие хорошо сформированного аппарата внутренней речи, позволяющей в считанные доли секунды производить сложные операции по превращению мысли в словесный текст. Формирование замысла и разворачивание его во внешнюю речь происходит фактически одновременно (симультанно).