Введение
Языкознание (лингвистика) – это наука о естественном человеческом языке. Лингвистика (от лат.lingua ‘язык’) – учение о языке, исследующее закономерности его структуры, функционирования и развития, включающее сравнение отдельных языков с целью выявления генетических и типологических связей между ними.
Основы языкознания – начальный курс теоретико-языковой подготовки студентов, являющийся одним из компонентов профессиональной подготовки лингвиста. Осмысление языка как социокультурного и психосоциального феномена, понимание законов строения, развития и функционирования языка способствует качественному освоению как родного, так и иностранного языка, а также освоению правил переводческой деятельности.
Язык привычен, естественен, мы не задумываемся о нем. Каждый человек владеет материнским языком, имеет интуитивное представление о языке, изучает грамматику в школе. Как пишет В.А.Плунгян, в языке, этом даре, объединяющем людей в пространстве и времени все загадочно и достойно удивления. А с другой стороны, все так привычно. Создается обманчивое впечатление, что язык представляет собой очень простое явление. Специфика языка тонко подмечена А.А.Реформатским: языком можно владеть и о языке можно думать, но ни видеть, ни осязать язык нельзя.
Можно говорить о познании языка в двух смысла – о практическом познании языка (овладении языком) и научном познании языка, связанном с открытием законов, лежащих в основе применения языка. Практическое знание языка, умение осуществлять речевую деятельность не означает владеть сущностью языка. Владение языком – это приобретаемая в обществе, вследствие социальной и биологической необходимости способность и возможность реализации речевой деятельности, которая обусловливается конкретными потребностями общения. Научное изучение языка заключается в постижении природы человеческого языка, в установлении закономерностей в системе языка и в ее реализации в речевой деятельности
На земле не меньше пяти тысяч языков. Среди них есть языки, на которых говорят миллионы людей, а есть языки, у которых число носителей составляет несколько тысяч, а у некоторых – сотни человек и меньше. Есть много мертвых языков. Среди них такие известные, как шумерский, аккадский, хеттский, готский и др. Языки исчезают и в настоящее время. В современной России немало языков, находящихся на грани исчезновения, особенно среди народов Севера и Сибири. Например, камасинский язык (самодийские языки) в конце ХХ века помнила только одна пожилая женщина.
Больше половины всех жителей нашей планеты говорят на одном из крупнейших языков мира (мировых языках). Мировыми считаются те языки, на которых говорят более двухсот миллионов человек. К мировым языкам относятся: китайский (более миллиарда говорящих), английский (более четырехсот миллионов), испанский (более трехсот миллионов), хинди (около трехсот миллионов), русский (более двухсот пятидесяти миллионов).
Есть языки, близкие к мировым, на них говорят от ста до двухсот миллионов человек (арабский, португальский, индонезийский, бенгали, японский, немецкий, французский).
Среди пяти тысяч языков есть языки родственные и неродственные. Для установления родства языков используется сравнительно-исторический метод. Среди неродственных языков можно выявить типологические сходства. Лингвистика осуществляет сравнение языковых систем, установление родственных и типологических сходств и различий языков.
Язык – чрезвычайно сложное социопсихологическое (психосоциальное) явление. Язык – это всегда язык какого-то народа, и в то же время это язык каждого отдельного индивида. Язык связан со всеми проявлениями человеческой жизни – с трудовой, познавательной деятельностью людей. Французский лингвист Эмиль Бенвенист (1902 – 1977) подчеркивал, что нет, и не может быть общества, народа, которые не имели бы языка. Нет и самого человека без языка. Общество возможно только благодаря языку, и только благодаря языку возможен индивид [Бенвенист 1974].
Немецкий ученый Вильгельм фон Гумбольдт (1767 – 1835) считал, что человек является человеком только благодаря языку. Создание языка обусловлено внутренней потребностью человечества. Язык не просто внешнее средство общения людей, поддержания общественных связей, но он заложен в самой природе человека и необходим для развития его духовных сил и формирования мировоззрения. Язык и духовная сила народа развиваются не отдельно друг от друга и не последовательно один за другой, а составляют одно и то же действие интеллектуальной способности [Гумбольдт 1984].
Американский ученый Эдвард Сепир (1884 – 1939) отмечал, что мы не знаем ни одного народа, который бы не обладал вполне развитым языком. Самый культурно отсталый южноафриканский бушмен говорит при помощи богатой формами символической системы, которая, по существу, вполне сопоставима с речью образованного француза. В языке дикарей, по словам Сепира, нет богатой терминологии, не полно представлены более абстрактные значения, но подлинный фундамент языка – законченная фонетическая система, ассоциирование речевых элементов со значениями, сложный аппарат формального выражения отношений – все это мы находим во всех языках во вполне выработанном и систематизированном виде. Сепир определял язык как чисто человеческий, не инстинктивный способ передачи мыслей, эмоций и желаний посредством специально производимых символов [Сепир 1993].
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ НАУКИ О ЯЗЫКЕ
Наука о языке и языковом общении (вербальной коммуникации) принадлежит к числу человековедческих дисциплин. Языкознание занимается исследованием языка, человеческой речи во всем ее разнообразии [Бодуэн де Куртенэ 1963, 1 , с. 206].
Первым и кардинальным требованием объективного исследования языка должно быть признано убеждение в безусловной психичности (психологичности) и социальности (социологичности) человеческой речи [там же, с. 17].
Язык – психосоциальное явление. При изучении языка важно не упускать из виду соотношение:
язык ↔ человек ↔ социум.
- Кафедра теории языка и перевода
- Оглавление
- Введение
- 1.1.Общее и частное языкознание
- О сущности языка
- 2.1. Естественный человеческий язык (язык),
- 2.2. Знаковая природа языка
- Понятие (сигнификат) Сигнификация
- Ч.Моррису (1901 – 1979) принадлежит идея о выделении в семиотике трех разделов («измерений»):
- Функции языка
- - Переход от универсализма философских концепций языка к осмыслению языкового многообразия в сравнительно-историческом языкознании;
- 4.2. Язык и общество
- 4.3. Проблемы социолингвистики
- 4.4. Язык и культура
- 4.5. Литературный язык
- 4.6. Функциональные стили
- 4.7. Территориальные диалекты
- 4.8. Социальное варьирование языков («социальные диалекты»)
- 4.9. Языковые контакты. Заимствования. Смешанные языки
- 5.1. Языки мира
- 5.2. Язык как исторически развивающееся явление
- 5.4. Субстрат, суперстрат
- 5.5. Родственные языки
- 5.6. Сравнительно-исторический метод
- 5.7. Генеалогическая классификация языков
- 5.8. Основные семьи и ветви языков мира
- I.Индоевропейская семья языков
- I. Уральская семья
- III. Алтайская семья
- IV. Картвельская семья
- VII. Дравидийская семья
- XV. Афразийская семья
- 5.9. Языковой союз
- 6. Когнитивно-психологические аспекты изучения языка
- 6.1. Язык, сознание, мышление
- 6.2 Языковая картина мира
- 6.3. Гипотеза языковой относительности
- 6.4. Языковая способность
- 6.5. Речевая деятельность
- 7.1. Коммуникация. Речевое общение
- 7.3. Виды речи
- 7.4. Текст. Дискурс
- 8. Прикладное языкознание