logo
Основы языкознания

2.1. Естественный человеческий язык (язык),

этнический язык (Язык)

и «индивидуальный» язык (язык)

Естественный человеческий язык – чрезвычайно сложное явление. Он реализуется в виде конкретных этнических языков. Любой язык имеет в своей основе языковую систему – инвентарь и грамматику. Чаще всего все эти явления называются одним словом – язык. Только в контексте можно понять, о какой реальности языка идет речь. Необходимо разграничивать следующие понятия:

- естественный человеческий язык, язык «вообще», инвариант (общее). В некоторых случаях мы будем обозначать это понятие графической формой ЯЗЫК, чтобы каждый раз не употреблять сложную дескрипцию «естественный человеческий язык».

- конкретные этнические (национальные) языки, варианты человеческого языка «вообще» (отдельное), конкретный социокультурный феномен. (Графически обозначим как Язык).

- язык конкретного индивида, индивидуальная языковая система, языковая способность, (единичное), индивидуальный язык.

- языковые системы конкретных языков (ЯС).

Все это разные научные объекты, или разные предметы общего языкознания. Так, история ЯЗЫКА, история Языка (например, русского) и история русского языка (как системы) – это разные «истории».

Каждая лингвистическая концепция уделяет преимущественное внимание тому или иному аспекту речеязыковых явлений. Например,

- компаративистов интересовали исторические изменения, происходившие в языковых системах (лексике и грамматике) разных языков;

- структуралистов – устройство языковой системы отдельного языка и языков;

- языковую семантику интересует соотнесенность элементов языковой системы с предметным миром;

- психолингвистика занимается проблемами языковой/речевой способности и закономерностями порождения речевых произведений;

- социальный мир, который окружает носителя данного языка и взаимодействие носителя языка с другими членами социума и представителями других социумов – предмет социолингвистики. Социолингвистику (макросоциолингвистику) интересует Язык как социокультурный феномен, исторические условия бытования, социальная и территориальная дифференциация, формы существования, а микросоциолингвистика занимается изучением социального контекста речи.

Изучение соотношения системы языка и когниции, проблемы языкового знания, его усвоения и использования исследуются когнитивной лингвистикой. Проблемы категоризации мира соотношения когнитивной и языковой картин мира получили в последние десятилетия широкое освещение. Исследование же когнитивного процесса в коммуникативной деятельности людей – актуальнейшая задача гуманитарных наук. Она требует не только разработки теоретических основ речеязыковой и когнитивной деятельности, но и проведения экспериментальных исследований (в рамках бионейрокомпьютерной лингвистики).

К числу основных задач современной лингвистики можно отнести: исследование связи речеязыкового процесса с когнитивными процессами, закономерностей употребления речеязыковых произведений в ситуативно-коммуникативном и социокультурном контексте, анализ дискурсов различных жанров, выявление закономерностей формирования речеязыкового механизма индивида и др.