2.2. Знаковая природа языка
Знаковый характер естественного человеческого языка составляет одну из его универсальных черт и основных особенностей. ЯЗЫК – одна из многочисленных знаковых систем. Знаки и образуемые ими знаковые системы изучает семиотика. Семиотика (от греч. semeion– ‘знак’ ) исследует природу знаков, знаковые ситуации, виды знаков, операции над знаками. Семиотика – наука о знаковых системах и знаковых процессах передачи информации в природе и в обществе. Семиотика изучает знаковые системы кино, театра, литературы, живописи, музыки, запахов, пищи, поз, жестов и т.д.
В развитие этой науки, основы которой были заложены еще представителями античной и средневековой философской мысли, внесли большой вклад Чарльз Пирс (1839 – 1914), Чарльз Моррис (1901 – 1979), Фердинанд де Соссюр (1857 – 1913), Луи Ельмслев (1899 –1965), Роман Осипович Якобсон (1896 – 1982), Ролан Барт (1915-1980), Юрий Сергеевич Степанов и др. Основателем общей семиотики признают американского ученого Чарльза Пирса, а основателем лингвосемиотики – швейцарского ученого Фердинанда де Соссюра.
В общей семиотике существуют разные направления, изучающие различные знаковые системы: биосемиотика, этносемиотика, лингвосемиотика.
Биосемиотика занимается исследованием систем сигнализации в животном мире (танцы пчел, сигналы дельфинов, брачные танцы животных и др.)
Этносемиотика, наряду с этнологией, культурной антропологией, социальной антропологией изучает знаковые системы, связанные с бытом, культурой народов (семиотическое поведение людей в обществе, знаковая роль различных обрядов, знаковая символика одежды, игр, танцев и т.д.) Например, этнология изучает позы как положения человеческого тела, типичные для данной культуры. Чувства, переживания, верования людей проявляются в особых формах (позах, жестах, манерах). Эти формы двойственны. Они являются одновременно и частью самого переживания и отчужденной частью, ставшей чисто традиционной. Отчужденная часть – это принятые в данной культуре модели (паттерны) (Э.Холл).
Лингвосемиотика изучает естественный язык с точки зрения его знаковой природы и выполняемых функций.
Семиотика искусства изучает характер знаков и знаковых систем, используемых в различных видах искусства (театр, балет, кино, художественная литература, живопись, архитектура и др.), изучает специфику «языка» того или иного вида искусства.
Знак в современной семиотике понимается как всякий преднамеренно воспроизводимый материальный факт, предназначенный служить средством передачи информации, находящейся вне этого факта.
Знак – материально, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), служащий для обозначения другого предмета, свойства или отношения, переработки и передачи информации (знаний) [СЭС 2000]
С развитием человечества возрастает степень семиотичности (символичности) окружающего его мира. Возникновение таких мощных каналов порождения знаковости, как телевидение, интернет, резко увеличило масштабы этих процессов. Человек все больше окружат себя виртуальным миром, носящим принципиально знаковый характер.
В человеческой деятельности используются три основных типа знаков:
- знаки естественного языка – языковые знаки,
- знаки искусственно созданных языков – конвенциональные системы знаков
- и естественные знаки.
Знаковая система языка создана не конвенционально, по условию, по соглашению, а сформировалась в результате длительной эволюции человека в процессе деятельности и общения, став социальной и биологической необходимостью человека как разумного члена общества.
Конвенциональные системы знаков, т.е. системы, образованные по соглашению. Они несут определенную социальную информацию (сигнализация, формальные языки разных наук, письменность и др.)
Естественные знаки – это предметы, явления, находящиеся в интерпретируемой человеком причинно-следственной связи, пространственно-временной и иной связи с другим предметом или явлением. Естественные знаки не создаются специально с целью информирования, они не несут постоянной, закрепленной за ними социальной информации. Вне наблюдения человека – это объективно совершающиеся процессы и явления. Человек интерпретирует то или иное явление так, что одно явление (признак, действие) служит знаком или сигналом другого, например, пожелтевшие листья на деревьях – признак (знак) осени, темные тучи на небе – знак приближающейся грозы.
Следует различать знаки языковые и неязыковые.
К неязыковым знакам относят:
- знаки-копии – воспроизведение чего-либо, обладающее большим или меньшим сходством с обозначаемым (напр., фотография);
- знаки-признаки – знаки, связанные с обозначаемым предметом как действие, состояние со своей причиной (например, симптомы болезни);
- знаки-сигналы – физические процессы или явления, несущие информацию о каком-либо событии, состоянии объекта и режиме его работы, либо передающие команды управления, оповещения и т.д.;
- знаки-символы – знаки, которые в силу заключенного в нем наглядного образа используются для выражения отвлеченного содержания (например, весы – символ правосудия)
Языковой знак – это любая единица языка (морфема, слово, словосочетание, предложение), которая служит для обозначения предметов или явлений действительности или идеальных сущностей и др.
Основой знак языка – слово. Слово именует реалии – элементы человеческого опыта, познанный человеком мир. Реалии – это физические объекты, одушевленные существа, люди, признаки предметов, отношения между предметами, события, факты, состояния дел, ситуации и т.д.
Отношение между знаком, понятием и реалией представляют в виде семантического (семиотического) треугольника (треугольника Огдена, Ричардса):
- Кафедра теории языка и перевода
- Оглавление
- Введение
- 1.1.Общее и частное языкознание
- О сущности языка
- 2.1. Естественный человеческий язык (язык),
- 2.2. Знаковая природа языка
- Понятие (сигнификат) Сигнификация
- Ч.Моррису (1901 – 1979) принадлежит идея о выделении в семиотике трех разделов («измерений»):
- Функции языка
- - Переход от универсализма философских концепций языка к осмыслению языкового многообразия в сравнительно-историческом языкознании;
- 4.2. Язык и общество
- 4.3. Проблемы социолингвистики
- 4.4. Язык и культура
- 4.5. Литературный язык
- 4.6. Функциональные стили
- 4.7. Территориальные диалекты
- 4.8. Социальное варьирование языков («социальные диалекты»)
- 4.9. Языковые контакты. Заимствования. Смешанные языки
- 5.1. Языки мира
- 5.2. Язык как исторически развивающееся явление
- 5.4. Субстрат, суперстрат
- 5.5. Родственные языки
- 5.6. Сравнительно-исторический метод
- 5.7. Генеалогическая классификация языков
- 5.8. Основные семьи и ветви языков мира
- I.Индоевропейская семья языков
- I. Уральская семья
- III. Алтайская семья
- IV. Картвельская семья
- VII. Дравидийская семья
- XV. Афразийская семья
- 5.9. Языковой союз
- 6. Когнитивно-психологические аспекты изучения языка
- 6.1. Язык, сознание, мышление
- 6.2 Языковая картина мира
- 6.3. Гипотеза языковой относительности
- 6.4. Языковая способность
- 6.5. Речевая деятельность
- 7.1. Коммуникация. Речевое общение
- 7.3. Виды речи
- 7.4. Текст. Дискурс
- 8. Прикладное языкознание