4.3. Проблемы социолингвистики
Проблема взаимоотношения языка и общества включает разные аспекты. Можно выделить несколько комплексов проблем.
Социальная сущность языка:
- функции языка в обществе;
- основные направления социальной эволюции языков;
- история языка и история народа;
2.Отношение языка к общественным институтам и процессам:
- язык и культура;
- язык и религия;
- язык и художественная литература;
- язык и школа;
- язык и научно-технический прогресс;
- язык и средства массовой информации;
- язык и идеология и др.
3.Варьирование языка в обществе:
- функциональные варианты (формы существования) языка;
- язык и территориальная дифференциация общества (территориальные диалекты);
- язык и социальная дифференциация общества (социальные диалекты);
- язык и социальные роли говорящих.
4.Взаимодействие языков в полиэтнических обществах:
- язык и этносы;
- языковые ситуации;
- национально-языковая политика;
- языковые контакты;
- многоязычие в социологическом аспекте.
Исследованием всех этих проблем занимаются социология языка, раздел социологии, и социолингвистика, раздел лингвистики.
Социология языка – отрасль социологии, изучающая взаимосвязь общества и языка, его социальные функции; языковые различия как отражение социальной структуры и стратификации; корреляции между языковыми средствами и социальными ролями и т.д.
Социолингвистику, в отличие от социологии языка интересуют не проблемы социологии, а проблемы языка: формы существования языка, территориальное и социальное варьирование языка и др.
Многие из перечисленных выше проблем рассматриваются также такими науками, как антропология, социальная антропология, культурная антропология, этнология, этнолингвистика и др.
Связь языка и общества является двусторонней: язык влияет на общество и общество на язык:
язык ↔ общество (общность)
Влияние языка на общество проявляется в частности в следующем:
- язык – один из консолидирующих факторов образования общности, он является предпосылкой, условием ее возникновения;
- язык служит также для хранения и передачи социального опыта, коллективной памяти носителей языка;
- язык служит орудием в образовательной и воспитательной деятельности и т.д..
Влияние общества на язык является опосредованным. Оно проявляется:
- в социальной дифференциации языка, обусловленной социальной неоднородностью общества;
- в стилистической дифференциации языка;
- в способах использования общенационального языка и т.д.;
- в изменениях норм произношения;
- в изменениях в лексике и т.д.
Социолингвистика рассматривает языковые ситуации, складывающиеся в этнических общностях. Под языковой ситуацией понимается совокупность языков или форм существования одного языка (вариантов одного языка), взаимодействующих в границах определенных административно-политических образований или географических регионов.
Совокупность кодов и субкодов, используемых в данном языковом сообществе и находящихся друг с другом в отношениях взаимной дополнительности, называется социально-коммуникативной системой. В многоязычном обществе социально-коммуникативную систему образуют разные языки. Функциональные отношения между компонентами социально-коммуникативной ситуации формируют языковую ситуацию, характерную для языкового сообщества. Языковая ситуация – это состояние социально-коммуникативной системы, обслуживающей языковое сообщество на том или ином этапе. Понятие «языковая ситуация» применяется обычно к большим языковым сообществам – странам, регионам, республикам.
Языковую жизнь в государстве могут обслуживать несколько равноправных языков: в Канаде – английский и французский, в Финляндии – финский и шведский, в Швейцарии – французский, немецкий, итальянский и рето-романский, в Бельгии – французский и нидерландский и т.д.
Двуязычная языковая ситуация получила название «ситуация билингвизма». Наряду с билингвизмом выделяют другой вид двуязычия – диглоссию. Диглоссия – это особый вид двуязычия. Для него характерно такое функциональное распределение языков, когда один из них используется в «высоких», небытовых сферах и ситуациях общения. Ситуации и сферы употребления языков достаточно строго разграничены. Такое двуязычие сохраняется веками (например, использование латинского языка в Средние века в Европе)
Функционирование различных форм существования одного языка (литературного языка, диалектов) осуществляется по принципу диглоссии.
Изменение политической обстановки в стране, смена государственного строя, экономические преобразования, новые ориентиры в социальной и национальной политике могут влиять на состояние языковой ситуации.
В многонациональных, многоязычных государствах должна проводится взвешенная, продуманная языковая политика. Языковая политика включает совокупность идеологических принципов и систему практических мероприятий в сфере контроля над функционированием, развитием, взаимодействием языков, используемых на территории страны.
В языковой жизни Российской Федерации в настоящее время наблюдается возрождение интереса к национальным языкам и культурам, стремление расширить социальные функции национальных языков.
- Кафедра теории языка и перевода
- Оглавление
- Введение
- 1.1.Общее и частное языкознание
- О сущности языка
- 2.1. Естественный человеческий язык (язык),
- 2.2. Знаковая природа языка
- Понятие (сигнификат) Сигнификация
- Ч.Моррису (1901 – 1979) принадлежит идея о выделении в семиотике трех разделов («измерений»):
- Функции языка
- - Переход от универсализма философских концепций языка к осмыслению языкового многообразия в сравнительно-историческом языкознании;
- 4.2. Язык и общество
- 4.3. Проблемы социолингвистики
- 4.4. Язык и культура
- 4.5. Литературный язык
- 4.6. Функциональные стили
- 4.7. Территориальные диалекты
- 4.8. Социальное варьирование языков («социальные диалекты»)
- 4.9. Языковые контакты. Заимствования. Смешанные языки
- 5.1. Языки мира
- 5.2. Язык как исторически развивающееся явление
- 5.4. Субстрат, суперстрат
- 5.5. Родственные языки
- 5.6. Сравнительно-исторический метод
- 5.7. Генеалогическая классификация языков
- 5.8. Основные семьи и ветви языков мира
- I.Индоевропейская семья языков
- I. Уральская семья
- III. Алтайская семья
- IV. Картвельская семья
- VII. Дравидийская семья
- XV. Афразийская семья
- 5.9. Языковой союз
- 6. Когнитивно-психологические аспекты изучения языка
- 6.1. Язык, сознание, мышление
- 6.2 Языковая картина мира
- 6.3. Гипотеза языковой относительности
- 6.4. Языковая способность
- 6.5. Речевая деятельность
- 7.1. Коммуникация. Речевое общение
- 7.3. Виды речи
- 7.4. Текст. Дискурс
- 8. Прикладное языкознание