8. Прикладное языкознание
Прикладное языкознание занимается вопросами практического использования теоретических результатов общей или частной лингвистики. Прикладные сферы языкознания отличаются широким разнообразием. Традиционными прикладными задачами в языкознании являются:
- обучение родному и иностранному языку (лингводидактика);
- нормирование языкового употребления (составление словарей и грамма тик разработка проблем культуры речи, орфографии, орфоэпии);
- создание и совершенствование систем письма;
- устный и письменный перевод;
- проблемы научной терминологии;
- проблемы прикладной ономастики (прежде всего топонимики);
- дешифровка текстов на древних языках;
- создание искусственных языков;
- построение искусственных (формализованных) языков для различных
наук (логики, математики, физики, химии и др.;
- создание систем письма для слепых;
- создание систем стенографии и др.
Лингвистические данные используются в логопедии, психиатрии, медицине, археологии, этнографии, психоанализе, следственной практике и др.
Одно из традиционных направлений прикладной лингвистики – участие в языковой политике государства: ликвидация неграмотности, выбор государственного языка, определение положения других языков по отношению к государственному, вопросы именования и переименования городов, улиц, площадей и т.п.
Одновременно с развитием и совершенствованием классических прикладных областей языкознания во второй половине ХХ в. наметился ряд новых направлений прикладной лингвистики, связанных с решением задач:
- автоматической обработки текстов;
- автоматического информационного поиска,
- лингвистического обеспечения информационно-поисковых систем;
- создание языков программирования и языков для целей человеко-машинной коммуникации;
- разработки проблем искусственного интеллекта, машинного перевода и
др.
К числу основных направлений прикладной лингвистики можно отнести также проблему эффективного использования языка в массовой коммуникации, в рекламе, выработку рекомендаций по оптимизации использования языковых форм в межличностном и межгрупповом общении.
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература по дисциплине «Основы языкознания»
Иванова В.И. Основы языкознания. Часть 1. Тверь, 2013.
Иванова В.И. Основы языкознания. Часть 2. Тверь, 2013.
Сусов И.П. Введение в языкознание М., 2007.
. http://homepages.tversu.ru/~susov)
Дополнительная учебная литература
по дисциплине «Основы языкознания»
Введение в языкознание: фонетика, фонология, письмо. Тверь, 1994.
Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2001.
Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2001
Иванова В.И. Лексико-семантическая подсистема языка. Тверь, 1999.
Иванова В.И. Языкознание как научное исследование языка. Тверь, 2004.
Иванова В.И. Введение в языкознание: фонетика, фонология. Тверь, 2005.
Иванова В.И. Конструктивные единицы языка. Тверь, 2007
Иванова В.И. Морфология: морфемика, словообразование, формообразование. Тверь, 2008.
Иванова В.И. Номинативные единицы языка. Тверь, 2010
Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение в языкознание. Учебное пособие. М. 2002.
Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. Учебное пособие. М., 2004.
Реформатский А.А. Введение в языковедение. [Режим доступа] http://rsuh2edu.ucoz.ru/load/arkhiv/vvedenie_v_jazykoznanie/reformatskij_aa_quotvvedenie_v_jazykoznaniequot/6-1-0-6
Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 2007.
Рождественский Ю.В., Блинов А.В. Введение в языкознание. М., 2005.
Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М., 1975.
Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. М., 2005
Широков О.С. Языковедение. Введение в науку о языках. М., 2003..
Cловари
Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1967.
Лингвистический энциклопедический словарь /Гл. ред. В.Н.Ярцева. М., 1990. (ЛЭС)
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.,1976/1985. [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.gummer.info/bibliotek_Buks/Linguist/DicTermin/index/php
Русский язык: Энциклопедия /Гл. ред. Ю.Караулов.. М., 1977.
Социологический энциклопедический словарь. М., 2000. (СЭС).
Философский энциклопедический словарь. М., 2000 (ФЭС)
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) /Сост. М.В.Панов. М., 1984.
Практикумы
Материалы к практическим занятиям по дисциплине «Основы
языкознания» / Иванова В.И., Колосова П.А. Тверь, 2012.
Дополнительная литература Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. М,, 2001.
Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика. М., 2001.
Бенвенист Э. Общая лингвистика. Пер. с фр. М., 1974.
Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. М., 1963. Т.1-2.
Будагов Р.А. Филология и культура. М., 1980.
Бурлак С.А., Старостин С.А. Сравнительно-историческое языкознание. М.,2005.
Будагов Р.А. Человек и его язык. М., 1976.
Будагов Р.А. Язык, история и современность. М., 1971.
Вандриес Ж. Язык. М., 1937.
Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М., 1976.
Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Собр. Соч.. В 6 т. М., 1982. Т 2.
Гвоздарев Ю.А. Язык есть исповедь народа М., 1993.
Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М., 1997.
Гумбольдт В.фон. Избранные труды по языкознанию. Пер. с нем. М., 1984.
Донских О.А. К истокам языка. М., 1988.
Журавлев А.П. Звук и смысл. М., 1991.
Звегинцев В.А.Язык и лингвистическая теория. М.,1973.
Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.
Кондратов А.М. Формулы чуда. М., 1987.
Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. М., 2001
Крогнауз М.А. Русский язык на грани нервного срыва. М.,2012.
Крысин Л.П. Язык в современном обществе. М., 1977.
Кубрякова Е.С. Человеческий фактор в языке. М., 1991.
Лайонз Д. Введение в теоретическую лингвистику. М., 1978.
Леонтьев А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка. М., 1963.
Леонтьев А.А. Язык и разум человека. М., 1965.
Леонтьев А.А. Что такое язык. М., 1976.
Леонтьев А.А. Путешествие по карте языков мира. М., 1981
Леонтьев А.А. Мир человека и мир языка. М., 1984.
Леонтьев А.А. основы психолингвистики. М., 1997.
Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков. М.-Л., 1938.
Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 1996.
Норман Б.Ю. Язык: знакомый незнакомец. Минск. 1987.
Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. М., 1982.
Откупшиков Ю.В. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии. М., 1986.
Плунгян В.А. Почему языки такие разные. М., 2010
Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.
Проблемы ареальной контактов и социолингвистики. Л., 1978.
Сахарный Л.В. К тайнам мысли и слова. М., 1983.
Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. Л., 1989.
Семереньи О. Введение в сравнительное языкознание. М., 1980.
Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.
Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики // Соссюр Ф.де. Труды по языкознанию. М., 1977.
Степанов Ю.С. Семиотика. М., 1971.
Стернин И.А. Что такое лингвистика. Воронеж 1987.
Стилистика и литературное редактирование. М., 2008.
Фолсом Ф. Книга о языке. М., 1974.
Чернявская В.Е. Лингвистика текста. Поликодовость. Интертекстуальность. Интердискурсивность. М., 2008.
Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.
Якобсон Р.О. Избранные работы. М., 1985.
Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. М., 1985.
- Кафедра теории языка и перевода
- Оглавление
- Введение
- 1.1.Общее и частное языкознание
- О сущности языка
- 2.1. Естественный человеческий язык (язык),
- 2.2. Знаковая природа языка
- Понятие (сигнификат) Сигнификация
- Ч.Моррису (1901 – 1979) принадлежит идея о выделении в семиотике трех разделов («измерений»):
- Функции языка
- - Переход от универсализма философских концепций языка к осмыслению языкового многообразия в сравнительно-историческом языкознании;
- 4.2. Язык и общество
- 4.3. Проблемы социолингвистики
- 4.4. Язык и культура
- 4.5. Литературный язык
- 4.6. Функциональные стили
- 4.7. Территориальные диалекты
- 4.8. Социальное варьирование языков («социальные диалекты»)
- 4.9. Языковые контакты. Заимствования. Смешанные языки
- 5.1. Языки мира
- 5.2. Язык как исторически развивающееся явление
- 5.4. Субстрат, суперстрат
- 5.5. Родственные языки
- 5.6. Сравнительно-исторический метод
- 5.7. Генеалогическая классификация языков
- 5.8. Основные семьи и ветви языков мира
- I.Индоевропейская семья языков
- I. Уральская семья
- III. Алтайская семья
- IV. Картвельская семья
- VII. Дравидийская семья
- XV. Афразийская семья
- 5.9. Языковой союз
- 6. Когнитивно-психологические аспекты изучения языка
- 6.1. Язык, сознание, мышление
- 6.2 Языковая картина мира
- 6.3. Гипотеза языковой относительности
- 6.4. Языковая способность
- 6.5. Речевая деятельность
- 7.1. Коммуникация. Речевое общение
- 7.3. Виды речи
- 7.4. Текст. Дискурс
- 8. Прикладное языкознание