logo search
TTanswers

15. Виды переводного текста и их классификация.

Наиболее убедительны классификации, в основу кот. положены функц. признаки. В.В. Виноградов предложил подразделять стили языка и речи, исходя из трех основных функций языка: общения, сообщения и воздействия. Ф-ция общ. - основная в сфере повседн. общ. людей. Текстам, информ. о чем-либо носителей языка, свойств. преимущественно функция сообщения. Функция воздействия важна для худ. и публ. текстов, которые не только обращены к разуму, но и к чувствам человека. Они рассчитаны на то, чтобы определенным образом возд. на рец-а.

Шесть основных функц.-стилевых типов (Виноградов):

1. Разговорные (разг.-бытовые, разг.-деловые): ф-ция общения, устная диалог. форма, ориентированы на взаимную коммун. ради каких-л. целей.

2. Официально-деловые (гос., полит., диплом., коммерч., юр. и др. документы): ф-ция сообщения, письм. форма, жесткий регламент.

3. Общественно-информативные (тексты масс. комм. в газетах, журналах, на ТВ): ф-ция сообщ., рассчит. на опред. воздейств, на обработку общ. мнения, форма письм. в основном (радио и ТВ - устная).

4. Научные (специальные, научно-популярные): ф-ция сообщения, ориентация на логически послед., объективн. и доказательн. изложение, письм. форма (на конф. - устная).

5. Художественные (худ. лит-ра, лит. критика, публицистика): ф-ции воздействия и эстетическая, важна форма изложения, ср-ва и эл-ты всех стилей.

6. Религиозные (Священное писание, апокрифы, Жития святых, проповеди, теологические сочинения).

Катарина Райс:

а) тексты, ориент. на содержание (сообщения прессы, репортажи, коммерческие тексты, официальные документы, учебная и специальная литература, отчеты, трактаты, гуманитарные, естественнонаучные и технические тексты и т. п.);

б) тексты, ориент. на форму (художественная проза, поэзия, эссе, жизнеописания и т. п.);

в) тексты, ориент. на обращение (реклама, агитация, проповедь, пропаганда, полемика и т. п );

г) аудио-медиальные тексты (радио- и телепередачи, сценические произведения, все тексты, которые сопровождаются внеязыковым оформлением, исполнительским, музыкальным, декоративным и т. п.).