logo
Стилистика / литература / Пр 9-10 / СМИ / Стрельникова КД / Стрельникова КД

12. Альтернативный

(Вопросы, которые задают гости студии, очень малочисленны в контексте интервью любого типа, поэтому, в качестве основного материала, для анализа рассматриваются вопросы, задаваемые журналистами).

В деловом интервью журналисты используют в ходе интервью различные типы вопросов с различной степенью интенсивности.

К наиболее часто употребляемым типам вопросов относятся зондирующий – 14%, прямой – 10,6%, биполярный, провокационный и зеркальный употребляются в 8,8% случаев. Умеренно используются такие типы вопросов, как наводящий и подсказка, встречающиеся в 7% случаев. К редко употребляемым относятся открытый, прогнозирующий (по 3,5%) и риторический (1,8%) вопросы. При этом замечено, что в 22,8% случаев вопросы заданы с использованием частицы «ли» (условный вопрос, вопрос-предположение), которая смягчает форму вопроса, делая его менее жестким.

9. Характеристика участников интервью

Число участников интервью может варьироваться: один журналист – один гость студии, два журналиста – один гость, один журналист – два гостя.

В исследованных нами российских деловых телеинтервью наиболее типичной является ситуация, когда один журналист задает вопросы одному гостю студии.

В российском деловом интервью не наблюдается явного доминирования в общении между партнерами по интервью, хотя в некоторых интервью очень заметна настойчивость журналистов в получении ответов на ряд вопросов.

Российские журналисты внимательны к собеседнику и звучащей информации, ироничны, иногда конфликтны. Не всегда сдержаны эмоционально. Российские интервьюеры часто многословны. Российские гости студии - эксперты-экономисты, как правило, умеренно эмоциональны. Они деловиты, серьезны. Часто многословны.

Но на фоне наблюдаемой симметричности социального статуса коммуникантов в деловом интервью можно выявить следующее. Российские журналисты необязательно называют свое имя, фамилию, но обязательно сообщают фамилию приглашенного в студию.