logo
Стилистика / литература / Пр 9-10 / СМИ / Стрельникова КД / Стрельникова КД

Г: Ну, тем более, вообще такая проблема не должна была существовать.

Определение целей интервью и реализация этих целей в том или ином интервью позволяет представить данные о целевой направленности диалогических единств, составляющих политическое интервью: комментарий составляет 44,9 %, информация – 10 %, информация + комментарий – 12,2 %, информация +сенсация + разоблачение – 2 %, информация + комментарий + разоблачение 2 %, сенсация + разоблачение – 4 %, комментарий + разоблачение – 4 %, комментарий + панегирик – 2%.

Российские журналисты чутко реагируют на сенсационные события, происходящие в мире, и интервью с участниками или свидетелями сенсаций отводится лучшее телевизионное время, в особенности, если эти события имеют мировое значение. В российском политическом интервью элемент сенсационности присутствует достаточно часто – 8% .

5. Тип монологического речевого действия

Для гостей студии российского политического интервью характерно подробное объяснение причинно-следственных связей тех или иных событий или явлений. При этом в 60 % случаев объяснения приводятся не по инициативе эксперта, приглашенного для интервью, а по просьбе журналиста, выступающего от имени рядового зрителя.

Примеры:

Ж.: Почему Вы приняли такое решение?

Ж.: Как Вы считаете, как это восприняли Ваши избиратели?

Ж.: Как Вы ко всему этому относитесь?

Ж.: Как Вы относитесь, вот, к их линии поведения?

Ж.: Какой сценарий Вам представляется наиболее вероятным?

Российское телевидение не имеет канала, предназначенного для общения только с профессионалами. Политические интервью ведутся с целью просветить рядового зрителя.

Вполне естественным для российского журналиста любого профиля в ходе интервью является комментарий или высказывание своего мнения по поводу информации, предложенной гостем. Российские журналисты много комментируют в текстах политических интервью, выступая от имени зрителей или от собственного имени.

Среди типов монологического действия, самыми употребительными в политическом интервью являются мнение – 34,7% и объяснение – 36,7%, менее употребительными – свидетельство – 16% и рассказ – 4%..

6. Повод приглашения гостя для интервью

В связи со стремительным развитием политической, социальной ситуации в России в последнее время стали появляться специалисты (эксперты), способные проанализировать это развитие и связанные с ним изменения в общественной жизни. Таких экспертов, журналистов и аналитиков, способных прокомментировать происходящее, пока немного. В связи с этим российские политические, социально-политические, экономические, деловые и даже творческие интервью – это часто «диалоги обо всем», в которых гость выступает «экспертом» по многим вопросам.

Примеры:

9

( Вопросы, заданные в ходе одного интервью):

Ж.: Вы совершенно не занимаетесь бизнесом?

Ж.: Что же такое коммунизм сегодня?

Ж.: Вы много лет занимались КВНом . Где веселей?»

7. Текстоформирующие факторы

Для российских политических интервью характерны тексты больших объемов. Объемы в словоупотреблениях колеблются от 2500 до 3500, в секундах – от 1200 до 1500.В стремлении говорить много журналист пытается предвосхитить потенциально возможные вопросы телезрителей, полнее осветить проблему, задачу, личность интервьюируемого.

Объем речевого вклада журналиста колеблется в пределах 30 – 40 % общего объема, объем речевого вклада гостя студии составляет 55 – 70 %. Из этого следует, что процентная составляющая участия в диалоге гостя, приглашенного в студию, превышает по объему (количеству словоупотреблений и в единицах времени) значение составляющей тележурналиста. Это – естественная закономерность, так как гость – это объект интервью. Но участие российского журналиста в разговоре не ограничивается лишь комментариями. Журналист, как правило, обнародует свое отношение к проблеме и пути ее решения.

В российской коммуникативной культуре выступление гостя студии является политематическим, то есть за один эфир журналист и гость студии обсуждают несколько вопросов. Как следствие этого для российского интервью характерна сжатая подача информации по каждому вопросу.

В настоящее время на российском телеэкране появляются малые по объему интервью. Это краткие интервью с места события или «по горячим следам»; они длятся не более пяти минут.

8. Структурно-композиционная организация интервью.

Различные типы российских телеинтервью можно расположить по возрастающей в зависимости от степени их структурированности.

Политическое интервью можно отнести к умеренно структурированным. Их анализ позволяет предположить наличие предварительного планирования и определения границ основных вопросов, нескольких углубляющих тему дополнительных вопросов, возникающих в ходе беседы в случае неполучения журналистом необходимой информации.

Стандартное (полнопредставленное) интервью – интервью, включающее в себя все виды структурных блоков: экспозицию, зачин, основную часть (обсуждение темы, развитие темы, завершение темы, смена темы), подведение итогов, концовка. Отсутствие отдельных компонентов делает интервью неполнопредставленным.

Российское политическое интервью не всегда начинается с экспозиции. Иногда экспозиция не совпадает с темой интервью, т.е. тема интервью не является логическим продолжением экспозиции, которая используется иногда для интриги, привлечения зрительского внимания (в 20 % случаев).

Примеры:

9

За 30 секунд до эфира у нас сгорела лампочка, которая не выгорала годами. Это что-то да значит. Сегодня будет, видимо, тяжелый эфир по-настоящему, потому что сегодня «Час Пик» для чрезвычайно парадоксального человека.

Ввиду того, что российское интервью не является, как правило, монотематическим, экспозиция нередко отсутствует вообще (60 %). Экспозиция редко представлена видеоклипом. Чаще используется вербальная экспозиция (40 %).

Зачин – обязательная составляющая большинства политических российских телеинтервью. Обычно в начале интервью, если нет экспозиции, или сразу после нее ведущий представляет гостя передачи. При этом в российском интервью обязательно звучит имя и фамилия журналиста, ведущего программу (если это не интервью, являющееся частью целой программы, которую ведет один журналист).

Полнопредставленность или неполнопредставленность структурных блоков в интервью говорит о стандартном \ нестандартном построении интервью, о стремлении соблюсти норму или об отклонении от нормы, о проявлении индивидуальности журналиста (редактора программы), неординарности замысла. У российских журналистов неординарность прослеживается во внутренней организации теледиалога (отсутствие некоторых структурных блоков, особое развертывание дискурса).

За основную единицу коммуникативно-речевой структуры диалога в

данном исследовании принято диалогическое единство - ДЕ (термин Н.Ю.

Шведовой), образуемое двумя следующими одна за другой репликами.

В российской коммуникативной культуре вопросно–ответные диалогические единства представлены шире, чем диалогические единства «повествование – повествование». В российских политических интервью возможно пронаблюдать динамику смены одних видов диалогических единств другими. В интервью продолжительностью до 40 минут для начала интервью характерно употребление диалогических единств «повествование-повествование», а также «повествование плюс вопрос – повествование». При этом реплики журналистов носят развернутый характер («разогрев» интервьюируемого – создание контекста, в котором гость студии раскрывается полностью) - это явление характерно для всех типов российских интервью. Середина интервью отдается «на откуп» гостю студии. Диалогические единства в этой части интервью имеют структуру краткий вопрос – развернутый ответ. Интервью завершается увеличением речевого вклада журналиста и носит характер «повествование – повествование», так как следует подведение итогов.

В российском политическом интервью на обсуждение одной темы может потребоваться 32 ДЕ, а на смену темы и ее развитие – 4 ДЕ.

Для российского политического интервью характерными являются такие структурные компоненты как смена темы, подведение итогов.

Для российского интервью характерно использование следующих типов вопросов:

  1. Прямой, или закрытый вопрос

  1. Биполярный (да \ нет) вопрос

  1. Ведущий (наводящий) вопрос

  1. Провокационный вопрос

  1. Открытый вопрос

  1. Вопрос – подсказка

  1. «Зеркальный», отраженный вопрос

Бессмысленны? Почему? (комбин.: зеркальный + зондирующий)

  1. «Зондирующий», исследовательский вопрос

  1. Гипотетический, прогнозирующий вопрос

  1. Вопрос- возражение (Риторический вопрос)

(Типология вопросов предложена Н. Стэнтоном в книге “Communication” и является характерной для интервью на английском языке).

К наиболее часто употребляемым вопросам в исследованных российских политических интервью относятся зондирующий (31,45%), зеркальный (17,16%), биполярный (11,43%) и открытый (8,57%). Реже используются прямой, провокационный, подсказка, гипотетический, риторический (по 5,7% - каждый). Редко (2,86%) используется наводящий вопрос.

9. Характеристика участников интервью

Число участников политического интервью может варьировать: один журналист – один гость студии, два журналиста – один гость, один журналист – два гостя. Количество журналистов не превышает двух (исключение - пресс-конференция). Количество гостей обычно не более двух.

В целом, для российского политического телеинтервью характерна ситуация, когда один журналист задает вопросы одному гостю студии. Лишь два вида телеинтервью: пресс-конференция и ток-шоу предполагают наличие зрителей в студии.

При анализе признака симметричности (равновеликости) социального статуса коммуникантов в интервью выявлено следующее. Обычно в российском интервью не наблюдается явного доминирования в общении между партнерами по интервью.

В российском политическом интервью журналисты серьезны, внимательны к собеседнику и поступающей информации, зачастую ироничны, иногда конфликтны, многословны.

Гости студии, как правило, деловиты, серьезны, мало улыбаются. Не всегда кратки (чаще многословны).

Российские журналисты обязательно называют свое имя, фамилию, а также фамилию приглашенного в студию, индивидуализируя тем самым свою работу.

Для российских телевизионных ведущих характерна узкая специализация – комментатор спортивных событий маловероятен в роли журналиста, берущего интервью у политического лидера. До недавнего времени российские журналисты редко меняли свое «амплуа». Можно было говорить о некоей консервативности журналистов-россиян. В последнее время появляются новые и новые передачи, по форме напоминающие ток-шоу, в основе которых лежит краткое интервью, например, «Основной инстинкт». Организаторами и ведущими этих программ стали журналисты, которые и ранее вели программы-интервью, например, «Герой дня».