Приложение №4 Американское творческое интервью Организационно-структурный аспект
1. Вид диалога
Все исследованные нами американские интервью с творческой личностью (условно – творческое интервью) всегда личностны. Именно на фоне личностных характеристик или с точки зрения «героя» программы в таком интервью освещаются вопросы, представляющие интерес для общества в целом.
2. Тип интервью
Интервью – факт, организуемое с целью получения только фактической информации на американском телевидении появляется в «новостных» выпусках. Обычно за обсуждением фактической информации гость студии, отвечая на вопросы журналиста, комментирует изложенные факты.
Примеры:
(№29)
(Цитата из новостного видеоклипа: “But “The Correction” is still on success in just last week when the National Book Award for the year’s book of fiction…”).
J.: Johnatan Franzen. Good morning. Congratulations on that.
G.: Thank you very much.
J.: I know… it was called “marvelous”…or “masterpiece”… What was it about being selected to be part of the book which made you uncomfortable?”
Интервью – портрет наиболее широко используется в американских телевстречах с творческими людьми. Практически всегда дается графическая или устная информация о госте студии, его увлечениях. Точка зрения приглашенного на решение актуальных проблем помогают телезрителю определить, как стоит относиться к информации, которую сообщает интервьюируемый.
Среди творческих интервью на американском телевидении нам удалось выделить две разновидности этого типа интервью. Первая разновидность – интервью с целью получения информации, анализа ситуации. Вторая разновидность – интервью с целью развлечения зрительской аудитории, в котором звучит минимум информации для размышления. Это скорее розыгрыш, «концертный номер», чем реальная человеческая беседа. На американском телевидении есть специальная программа «Шоу Роззи О`Доннелл», где интервьюер и интервьюируемый открывают миру самую «интригующую» информацию. Эти интервью построены по принципам шоу бизнеса и не рассматриваются нами в деталях.
В данном исследовании анализируются творческие интервью, которые можно соотнести с российскими по целям их проведения, способу их организации.
В американских творческих программах интервьюируемому принято задавать «личные» вопросы общего характера. Герой передачи - не всегда основная фигура для анализа. Он - скорее действующее лицо описываемых событий – автор недавнего бестселлера, актриса, сыгравшая главную роль в только что вышедшем на экран фильме.
3. Тематическое развертывание
Американский теледиалог, как правило, монотематичен. Однако для американского творческого интервью возможна «тематическая полифония». Интервью протекает в форме естественной беседы (по форме близкой к светской беседе). Тема интервью обычно устно не обозначается. Однако, на экране обязательно появляется графическое сообщение о теме беседы с указанием имени приглашенного.
Американские творческие телеинтервью не продолжительны (до 5-6 минут) и, в большинстве случаев политематичны. В отдельных американских творческих интервью насчитывается до 5 тем.
Ведение диалога сразу по нескольким тематическим линиям не является характерной чертой американских творческих интервью. Чаще диалог развивается линейно.
4. Цель интервью
Необходимо заметить, что одноцелевые интервью редко встречаются на американском телевидении. Чаще всего в интервью просматривается сочетание целей. Американское творческое интервью предназначено для информирования (14,6%), знакомства (18%), комментариев (26,8%), информации + комментария + разоблачения (4,9%), разоблачений (6%), комментария + панегирика (12,2%) воспитания(6%), образования(12%), привлечения общественного внимания(6%).
5. Тип монологического речевого действия
Творческое интервью часто проходит в форме рассказа гостя студии. Нередко гостя студии просят высказать мнение по тому или иному вопросу, не входящему в сферу личностной информации интервьюируемого. Для американского журналиста любого профиля не характерно обширное комментирование в ходе интервью. Рассказ составляет 37% речи гостя студии, мнение – 39%, объяснение – 19%, свидетельство – 5%.
Для американского журналиста любого профиля не характерно обширное комментирование в ходе интервью.
6. Повод приглашения гостя для интервью
Критерием отбора кандидатов для «творческого» интервью на американское телевидение является известность этих людей.
В проанализированных нами интервью приглашенными в студию были: известные люди –100 %, из них: участники событий - 60 %, эксперты - 40 %.
В зависимости от повода для приглашения гостя в студию интервью может быть построено по-разному.
Например, интервью с Джулией Робертс проходит в форме неформальной беседы, которая касается двух основных тем: «актриса и ее новая героиня» и «актриса и ее творческая судьба».
В интервью с Джейн Гудал, американской писательницей, ученой, директором института раскрывается одна большая социально-значимая тема: «Мир животных и мир людей». В рамках этой темы затрагиваются 13 подтем: недавно вышедшая книга для детей, воспитание через книги, насилие в мире людей и в мире животных, тенденции к состраданию, истоки терроризма, уменьшение популяций шимпанзе в Африке, образовательная экологическая программа для молодежи «Корни и ростки», Институт Джейн Гудал, этика выбора, национальный парк, взгляд в будущее.
7. Текстоформирующие факторы
Для американских творческих интервью не характерны тексты больших объемов. Объемы в словоупотреблениях колеблются от 500 до 1000, в секундах – от 300 до 450.
Объем речевого вклада журналиста колеблется в пределах 20% – 30 % общего объема, объем речевого вклада гостя студии составляет 65 – 75 %. Речевой вклад гостя, приглашенного в студию, иногда (в 60% интервью) значительно превышает по объему речевой вклад тележурналиста. В некоторых интервью гости студии, несмотря на свою популярность у зрителей, ведут себя очень скромно (например, интервью с Джулией Робертс). Известная актриса немногословна, ее речь состоит, в основном, из несложных предложений.
8. Структурно – композиционная организация телеинтервью.
Различные типы американских телеинтервью можно расположить по возрастающей в зависимости от степени структурированности телеинтервью.
Творческое интервью относится к разряду умеренно и низко структурированных. Интервью носит характер непринужденной беседы по приблизительно намеченной тематике. Невозможно предугадать момент смены темы беседы и его новое направление.
Стандартное (полнопредставленное) интервью – интервью, включающее в себя все виды структурных блоков: экспозицию, зачин, основную часть (обсуждение темы, развитие темы, завершение темы, смена темы), подведение итогов, концовку. Американское творческое интервью всегда начинается с экспозиции, представленной вербально или видеоклипом. Зачин, основная часть и концовка также обязательны в составе каждого творческого интервью. Подведение итогов иногда отсутствует.
Развитие темы интервью является логическим продолжением экспозиции, которая используется для привлечения зрительского внимания.
Основной единицей коммуникативно-речевой структуры диалога считается диалогическое единство – ДЕ (вопросно – ответное, «повествование-повествование» и т.д.).
Творческому интервью в американской коммуникативной культуре свойственно дробление общего контекста на небольшие по словоупотреблению диалогические единства с отдельными крупными повествовательными репликами интервьюируемого. Развернутый ответ гостя насчитывает до 124 слов; краткие реплики составляют одно слово.
Пронаблюдать динамику смены одних видов диалогических единств другими в американских творческих интервью сложно в связи с непродолжительностью интервью.
Для американского творческого интервью характерно использование следующих типов вопросов:
Прямой, или закрытый вопрос
Why is she so passed and aggressive?
Биполярный (да \ нет) вопрос
Do they show as much of a tendency to random ex violence that humans can show?
Ведущий (наводящий) вопрос
Do you think it’s a little weary that you wouldn’t be in love with this guy the whole film you are actively pursuing?
Do you feel that sometimes he’s trying to push you to absolutely…to adjust you this kind of movies?
Открытый вопрос
So what is left?
Вопрос – подсказка
Crossing Jordan is something you do not know what to do. Right?
«Зондирующий», исследовательский вопрос
What was it about being selected to be part of the book which made you uncomfortable?
What’s the thing around program stresses the young people in particular danger?
What’s the difference that make them fortunate enough well as a part of the society?
Why is this difference `an 8 years old` and why that is such an important age?
Альтернативный вопрос
Is it more of case that you in love with him or you just want what you can have all that sort?
Использование провокационного, отраженного, гипотетического, риторического вопросов и вопроса-предположение (с частицей «if» - «ли») в американском творческом интервью не зафиксировано.
К наиболее часто употребляемым в исследованных американских творческих интервью вопросам относится исследовательский вопрос – 47%. К умеренно используемым относится наводящий вопрос - 18%. Прямой, биполярный вопрос-подсказка и альтернативный вопросы встречаются в 10 % случаев каждый.
9. Характеристика участников интервью
По количеству участников американское творческое интервью является исключением из правил (среди всех типов американских интервью). Количество участников всегда равно двум: один журналист и один гость программы. При анализе признака симметричности социального статуса коммуникантов в интервью выявлено, что в американском творческом интервью не наблюдается явного доминирования в общении между партнерами.
Американские журналисты внимательны к собеседнику и информации, выдаваемой им. Иногда разговор может принимать форму, близкую к бытовой речи – в студии слышен открытый смех, в речи появляются односложные вопросы и, соответственно, односложные ответы. Собеседники достаточно раскованны в общении.
Американские журналисты, как правило, не называют своего имени и фамилии, называют лишь имя и фамилию приглашенного в студию.
- Воронежский государственный университет
- Глава 1. Проблемы коммуникативного анализа речевого жанра интервью.
- §1. Коммуникативная лингвистика на современном этапе.
- §2. Исследование интервью как речевого жанра
- §3. Модель описания речевого жанра телеинтервью
- Модель описания речевого жанра телеинтервью Организационно-структурный аспект
- Коммуникативно-языковой аспект
- Глава 2. Основные особенности речевого жанра интервью в российской коммуникативной культуре.
- §1. Политическое интервью Организационно-структурный аспект
- 1. Вид диалога
- Г: Ну, тем более, вообще такая проблема не должна была существовать.
- Коммуникативно-языковой аспект
- А) Частеречный состав реплик
- Б) Стилистические характеристики лексики
- Примеры:
- Если представить полученные данные в виде таблицы, то можно проследить некоторую закономерность.
- Г) Использование экспрессивных средств
- Ж: Где, например?
- §2. Сопоставительный анализ различных типов телеинтервью в российской коммуникативной культуре Организационно-структурный аспект
- 1.Вид диалога
- Коммуникативно-языковой аспект
- А) Частеречный состав реплик
- Б) Стилистические характеристики лексики
- Г) Синтаксические характеристики речи
- Если представить полученные данные в виде таблицы, то можно проследить некоторую закономерность в типах синтаксических конструкций, используемых в интервью.
- Г) Использование экспрессивных средств
- Глава третья. Основные особенности речевого жанра телеинтервью в американской коммуникативной культуре
- §1. Политическое интервью Структурный аспект
- 1. Вид диалога
- 1.Прямой, или закрытый вопрос
- 3.Ведущий (наводящий) вопрос
- 4. Открытый вопрос
- 6. Гипотетический, прогнозирующий вопрос
- Коммуникативно-языковой аспект
- А) Частеречный состав реплик
- Если представить полученные данные в виде таблицы, то можно проследить некоторую закономерность в количественном составе текстов интервью.
- Г) Использование экспрессивных средств
- §2. Сопоставительный анализ различных типов интервью в американской коммуникативной культуре Организационно-структурный аспект
- 1.Вид диалога
- Коммуникативно-языковой аспект
- В) Стилистические характеристики реплик
- Г) Синтаксические характеристики речи
- Избыточная сложность, материальная и структурная перегрузка синтаксических моделей предложений также имеют место в целом ряде примеров, зафиксированных в разных типах интервью.
- Г) Использование экспрессивных средств
- Глава четвертая. Национальная специфика речевого жанра телеинтервью в российской и американской коммуникативных культурах Организационно-структурный аспект
- 1.Вид диалога
- Коммуникативно-языковой аспект
- А) Частеречный состав реплик
- Б) Стилистические характеристики реплик
- В) Синтаксические особенности речи
- Г) Использование экспрессивных средств
- Заключение
- Список использованной литературы
- Федосюк м.Ю. Нерешенные вопросы теории речевых жанров // Вопросы языкознания. - м.: «Наука», 1997. - № 5 (сентябрь-октябрь). - с. 102-120.
- Приложение №1 Российское деловое интервью Организационно-структурный аспект
- Г.: Да, годовой доход. Ж.: Годовой доход фирмы – 10 миллионов рублей и не более 20 человек работающих.
- 1. Прямой (закрытый)вопрос
- 3. Наводящий (ведущий) вопрос
- 4. Провокационный вопрос
- 5. Открытый вопрос
- 6. Вопрос - подсказка
- 7. Зеркальный (отраженный) вопрос
- 8. Зондирующий (исследовательский) вопрос
- 9. Прогнозирующий (гипотетический) вопрос
- 10. Вопрос – возражение (риторический)
- 11. Вопрос-предположение (с частицей «ли»)
- 12. Альтернативный
- Коммуникативно-языковой аспект
- Примеры:
- Если представить полученные данные в виде таблицы, то можно проследить некоторую закономерность в количественном составе текстов интервью.
- Приложение №2 Российское творческое интервью Организационно - структурный аспект
- Коммуникативно-языковой аспект
- Б) Стилистические характеристики реплик
- Примеры:
- Если представить полученные данные в виде таблицы, то можно проследить некоторую закономерность в количественном составе текстов интервью.
- Гости студии активно цитируют свои собственные мысли, высказывания своих коллег, делая свое выступление более экспрессивным и живым.
- Приложение №3 Американское деловое интервью Организационно-структурный аспект
- 1. Прямой (закрытый) вопрос
- 5. Открытый вопрос
- 8. Зондирующий (исследовательский) вопрос
- Комуникативно-языковой аспект
- Частеречная характеристика американского делового интервью.
- Если представить полученные данные в виде таблицы, то можно проследить некоторую закономерность в количественном составе текстов интервью.
- Г) Использование тропов в американском деловом интервью используются семасиологические средства: фигуры замещения - фигуры количества: гипербола, мейозис /литота.
- Приложение №4 Американское творческое интервью Организационно-структурный аспект
- Коммуникативно - языковой аспект
- Б) Стилистические характеристики реплик
- Примеры:
- Если представить полученные данные в виде таблицы, то можно проследить некоторую закономерность в количественном составе текстов интервью.
- В творческом интервью журналисты иногда прибегают к прямой речи как к синтаксическому приему, чтобы привлечь внимание гостя студии и телезрителей к каким-либо моментам интервью.
- “It’s like a playing ground portraying people like that because you act out behavior” (сравнение).