1. Вид диалога
Все исследованные образцы российского политического телеинтервью являются информативными диалогами с обязательным включением личностных элементов. Это проявляется в обращении коммуникантов друг к другу по имени и отчеству, в обязательной информации о госте студии, его общественном и профессиональном статусе, в сообщении сведений личного плана (семья, свободное время и т.д.). Данная информация представлена устно или видеоматериалом.
Примеры:
№9
( интервью №9)
(голос за кадром:
Владимир Семаго. 51 год. Окончил МИСИ и Всесоюзную академию Внешней торговли. Работал мастером передвижной механизированной колоны «Мособлстрой», заместителем генерального директора гостиничного комплекса «Солнечный», главным инженером в госкомитете по науке и технике. В КПСС с 1977 года. В 88-м, оставаясь преданным сторонником коммунистических идей, создал Московский коммерческий клуб. В 95-м возглавил наблюдательный совет Росбизнесбанка и вошел в национальный совет Центробанка Российской федерации. Депутат Госдумы двух созывов. Фракция КПРФ. В руководстве компартии имеет репутацию раскольника и возмутителя спокойствия.
Личностная информация, освещаемая в политическом интервью, задает тон всей программе, сообщает зрителю направление, в котором будет развиваться интервью.
2. Тип интервью
Интервью – факт в чистом виде – крайне редкое явление на российском телевидении. Среди описываемых в данном исследовании политических интервью таких не зарегистрировано. Как правило, в политическом интервью вслед за обсуждением некоторой фактической информации следует просьба журналиста к гостю студии прокомментировать изложенные факты, т.е. высказать мнение по
освещаемому вопросу.
Примеры:
№6
Ж: Это заявление передали все информационные агентства, еще 15 числа, еще до того, как об этом объявил президент. Почему вы приняли вот такое решение?
Кроме того, в большинстве проанализированных нами политических интервью используются вопросы, характерные для интервью-портретов, так как личностные характеристики интервьюируемого (общественный статус, профессиональный статус и т.д.) придают значимость информации, сообщаемой им.
Практически всегда дается графическая или устная информация о месте рождения гостя студии, семье, увлечениях.
Выяснение точки зрения приглашенного в студию на животрепещущие, злободневные вопросы помогают телезрителю определить, относится ли интервьюируемый к «своим» или «чужим», и, в зависимости от этого, решить, как стоит относиться к информации, которую выдает интервьюируемый.
3. Тематическое развертывание
Тематическое развертывание определяет степень монотематичности / политематичности теледиалога.
Российский политический теледиалог, как правило, политематичен. Тема интервью обычно четко не оговаривается, а указывается лишь общее направление беседы. Если интервью не является строго регламентированным, то количество тем и подтем может доходить до восьми (максимум, выявленный в ходе данного исследования).
Например, в интервью Е. Киселева с Г. Явлинским в программе «Итоги» прослеживаются следующие темы: похороны Николая II в Петербурге; характеристика политической элиты страны; чеченский вопрос; обзор текущих политических вопросов; встреча депутатов Госдумы с президентом; сценарий развития ситуации в стране; возможность диалога фракции «Яблоко» с другими фракциями; изменения в Конституции; исчерпанность политической системы. Иногда интервью заявляется как многоаспектное: «Мы пригласили Вас сюда по многим причинам».
Для российского политического телеинтервью характерна тематическая свобода. Изменение темы в ходе беседы не всегда целенаправленно обозначено. Интервью протекает в форме естественной беседы, нет резкого перехода от одной темы к другой.
4. Цель интервью
Российское политическое интервью на телевидении –способ сообщить зрителю о событиях в политической и общественной жизни страны. Но цель интервью не сводится к простому комментированию фактов. Достаточно часто это - стремление к аргументированному убеждению собеседника в правоте мнения говорящего. Об этом свидетельствуют многочисленные комментирующие реплики, как со стороны журналиста, так и со стороны гостя студии.
Примеры:
№6
Ж: Но президент был между двух огней, согласитесь…
Г: Не надо говорить в таких случаях о таких вещах.
- Воронежский государственный университет
- Глава 1. Проблемы коммуникативного анализа речевого жанра интервью.
- §1. Коммуникативная лингвистика на современном этапе.
- §2. Исследование интервью как речевого жанра
- §3. Модель описания речевого жанра телеинтервью
- Модель описания речевого жанра телеинтервью Организационно-структурный аспект
- Коммуникативно-языковой аспект
- Глава 2. Основные особенности речевого жанра интервью в российской коммуникативной культуре.
- §1. Политическое интервью Организационно-структурный аспект
- 1. Вид диалога
- Г: Ну, тем более, вообще такая проблема не должна была существовать.
- Коммуникативно-языковой аспект
- А) Частеречный состав реплик
- Б) Стилистические характеристики лексики
- Примеры:
- Если представить полученные данные в виде таблицы, то можно проследить некоторую закономерность.
- Г) Использование экспрессивных средств
- Ж: Где, например?
- §2. Сопоставительный анализ различных типов телеинтервью в российской коммуникативной культуре Организационно-структурный аспект
- 1.Вид диалога
- Коммуникативно-языковой аспект
- А) Частеречный состав реплик
- Б) Стилистические характеристики лексики
- Г) Синтаксические характеристики речи
- Если представить полученные данные в виде таблицы, то можно проследить некоторую закономерность в типах синтаксических конструкций, используемых в интервью.
- Г) Использование экспрессивных средств
- Глава третья. Основные особенности речевого жанра телеинтервью в американской коммуникативной культуре
- §1. Политическое интервью Структурный аспект
- 1. Вид диалога
- 1.Прямой, или закрытый вопрос
- 3.Ведущий (наводящий) вопрос
- 4. Открытый вопрос
- 6. Гипотетический, прогнозирующий вопрос
- Коммуникативно-языковой аспект
- А) Частеречный состав реплик
- Если представить полученные данные в виде таблицы, то можно проследить некоторую закономерность в количественном составе текстов интервью.
- Г) Использование экспрессивных средств
- §2. Сопоставительный анализ различных типов интервью в американской коммуникативной культуре Организационно-структурный аспект
- 1.Вид диалога
- Коммуникативно-языковой аспект
- В) Стилистические характеристики реплик
- Г) Синтаксические характеристики речи
- Избыточная сложность, материальная и структурная перегрузка синтаксических моделей предложений также имеют место в целом ряде примеров, зафиксированных в разных типах интервью.
- Г) Использование экспрессивных средств
- Глава четвертая. Национальная специфика речевого жанра телеинтервью в российской и американской коммуникативных культурах Организационно-структурный аспект
- 1.Вид диалога
- Коммуникативно-языковой аспект
- А) Частеречный состав реплик
- Б) Стилистические характеристики реплик
- В) Синтаксические особенности речи
- Г) Использование экспрессивных средств
- Заключение
- Список использованной литературы
- Федосюк м.Ю. Нерешенные вопросы теории речевых жанров // Вопросы языкознания. - м.: «Наука», 1997. - № 5 (сентябрь-октябрь). - с. 102-120.
- Приложение №1 Российское деловое интервью Организационно-структурный аспект
- Г.: Да, годовой доход. Ж.: Годовой доход фирмы – 10 миллионов рублей и не более 20 человек работающих.
- 1. Прямой (закрытый)вопрос
- 3. Наводящий (ведущий) вопрос
- 4. Провокационный вопрос
- 5. Открытый вопрос
- 6. Вопрос - подсказка
- 7. Зеркальный (отраженный) вопрос
- 8. Зондирующий (исследовательский) вопрос
- 9. Прогнозирующий (гипотетический) вопрос
- 10. Вопрос – возражение (риторический)
- 11. Вопрос-предположение (с частицей «ли»)
- 12. Альтернативный
- Коммуникативно-языковой аспект
- Примеры:
- Если представить полученные данные в виде таблицы, то можно проследить некоторую закономерность в количественном составе текстов интервью.
- Приложение №2 Российское творческое интервью Организационно - структурный аспект
- Коммуникативно-языковой аспект
- Б) Стилистические характеристики реплик
- Примеры:
- Если представить полученные данные в виде таблицы, то можно проследить некоторую закономерность в количественном составе текстов интервью.
- Гости студии активно цитируют свои собственные мысли, высказывания своих коллег, делая свое выступление более экспрессивным и живым.
- Приложение №3 Американское деловое интервью Организационно-структурный аспект
- 1. Прямой (закрытый) вопрос
- 5. Открытый вопрос
- 8. Зондирующий (исследовательский) вопрос
- Комуникативно-языковой аспект
- Частеречная характеристика американского делового интервью.
- Если представить полученные данные в виде таблицы, то можно проследить некоторую закономерность в количественном составе текстов интервью.
- Г) Использование тропов в американском деловом интервью используются семасиологические средства: фигуры замещения - фигуры количества: гипербола, мейозис /литота.
- Приложение №4 Американское творческое интервью Организационно-структурный аспект
- Коммуникативно - языковой аспект
- Б) Стилистические характеристики реплик
- Примеры:
- Если представить полученные данные в виде таблицы, то можно проследить некоторую закономерность в количественном составе текстов интервью.
- В творческом интервью журналисты иногда прибегают к прямой речи как к синтаксическому приему, чтобы привлечь внимание гостя студии и телезрителей к каким-либо моментам интервью.
- “It’s like a playing ground portraying people like that because you act out behavior” (сравнение).