logo
Стилистика / литература / Пр 9-10 / СМИ / Стрельникова КД / Стрельникова КД

Г.: Да, годовой доход. Ж.: Годовой доход фирмы – 10 миллионов рублей и не более 20 человек работающих.

Г.: Да.

Ж.: Скажите, пожалуйста, а ведь возможны разнообразные и простые достаточно уловки. Скажем, большая фирма может разбиться на несколько. Вот, я, скажем, большой, крупный бизнесмен. Я хочу представить себя в качестве мелкого. Я разобью свою фирму на несколько небольших, поставлю своих людей и, соответственно, попаду под льготное налогообложение».

6. Повод приглашения гостя для интервью

В рассмотренных нами российских деловых интервью приглашенные для интервьюирования аналитики-эксперты составляют 100 %, известные люди – 100 %.

7. Текстоформирующие факторы

Для российских деловых интервью характерны тексты больших объемов. Объемы в словоупотреблениях колеблются от 2000 до 3000, в секундах – от 1200 до 1500.

Объем речевого вклада журналиста колеблется в пределах 25 – 35 % общего объема, объем речевого вклада гостя студии составляет 55 – 75 %. Из этого следует, что процентная составляющая участия в диалоге гостя, приглашенного в студию, превышает по объему (количеству словоупотреблений и в единицах времени) значение составляющей тележурналиста. Журналист, как правило, принимает самое активное участие в обсуждении озвученной гостем проблемы.

8. Структурно-композиционная организация интервью

Различные типы российских телеинтервью можно расположить по возрастающей в зависимости от степени структурированности телеинтервью.

Деловое интервью относится к умеренно структурированному типу. Анализ показывает наличие предварительного планирования и определения границ основных вопросов.

Российское деловое интервью часто начинается с экспозиции. В исследованных нами деловых интервью экспозиция присутствует в 80% интервью. Экспозиция не всегда совпадает с темой интервью. Экспозиция в 40% случаев используется для привлечения и поддержания зрительского интереса. В российском деловом интервью предпочтение отдается вербальной экспозиции. Видеоклипом журналисты не пользуются.

Зачин – обязательная составляющая российских деловых телеинтервью. Сразу после него ведущий представляет гостя передачи. При этом обязательно звучит имя и фамилия журналиста, ведущего программу.

Диалогическое единство - основная единица коммуникативно-речевой структуры диалога, которая образуется в результате логического объединения двух следующих друг за другом реплик. Первая в паре является вопросом (информацией, которую надо подтвердить или опровергнуть), вторая – ответом (подтверждением или опровержением).

В российском деловом интервью диалогические единства «повествование-повествование» используется чаще, чем другие виды диалогических единств и составляет от 47,4% до 55,6%. Диалогические единства «вопрос - повествование» составляют около 30% от общего количества диалогических единств. Показатели использования диалогических единств «повествование плюс вопрос - повествование» варьируются от 3,7% до 26,3%.

В российском деловом интервью встречается новый вид диалогических единств «вопрос плюс повествование – повествование» (журналист задает вопрос и сам пытается найти на него ответ) – такая разновидность диалогических единств используется не всеми журналистами и составляет 7,4%.

Динамика смены одних видов диалогических единств другими следующая: начало и

конец интервью – это «повествование – повествование», середина – «вопрос – повествование».

Анализ структуры диалогических единств по параметрам краткий -развернутый показывает, что, в среднем, доминируют диалогические единства со структурой краткий вопрос -развернутый ответ, они составляют 33,2%, немного меньший процент составляют диалогические единства краткий вопрос - краткий ответ – 28%, следующая по количеству употреблений категория – развернутый вопрос – развернутый ответ составляет 21,5%. Наименьшим числом представлена категория развернутый вопрос – краткий ответ. Самый краткий вопрос и самый краткий ответ представлены одним словом. Самая длинная реплика журналиста в российском деловом интервью насчитывает 149 слов, самая продолжительная реплика гостя студии в подобном интервью составляет 246 слов.

Для российского делового интервью характерными являются такие структурные компоненты как углубление темы, развитие подтем. Полная смена темы для деловых интервью является не характерной.

В отдельных случаях в российском деловом интервью объемом в 19 диалогических единств может развиваться лишь одна тема.

Статус гостя, его осведомленность в разных сферах экономики и бизнеса определяет направление, в котором развертывается диалог.

Для российского делового интервью характерно использование следующих типов вопросов: