logo
прагматика и медиа дискурс / text_and_discourse-8l

ГИПЕРТЕКСТ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ. И.Н. Туласов

(Рязанский государственный педагогический университет им. С.А. Есенина)

The article describes a hyper-text word-building dictionary of German colloquial word-stock. The author traces the development of the hyper-text conception, gives the definition of it and describes principles of the dictionary creation. The homepage (index.htm) has links to the following sections: usage, alphabet, word list, word-building elements list and reference list.

В настоящее время существует большое количество печатных словарей разнообразного типа, в том числе и тех, которые раскрывают словообразовательную структуру слова. Словообразовательный словарь, построенный на уровне гипертекста, представляет собой источник нового типа, который необходим специалистам разного профиля: учёным, преподавателям иностранного языка, студентам. Для создания словообразовательного словаря-online (в дальнейшем WBW-online) необходимо дать дефиницию понятия «гипертекст».

По всеобщему мнению, основателем концепции гипертекста можно считать Ванневара Буша [16; 26]. В своей статье «Как мы можем думать», написанной ещё в 1945 году, В. Буш показал систему будущего под названием "memex", с помощью которой можно сохранять информацию, то есть так, как это делается сегодня на основе гипертекста. Идея создания «мемекса» состоит в том, чтобы сохранять атомарные единицы информации отдельно друг от друга, а так как данные единицы могут быть релевантными для разнообразных контекстов, то они могут и должны допускаться во многих комбинациях.

Первая реализация гипертекста удалась Дугласу С. Энгельбарту [14; 15]. Начиная с 1987 года «гипертекст» становится темой дебатов многочисленных специальных конференций [10; 17; 30], предметом исследования информационной области знаний [4; 19; 25; 29], специалистов в области психологии и когнитивной науки [16]. Не остаются без внимания и педагогические проблемы, которые связаны с данным явлением [5; 18; 20; 21; 24; 27; 33]. Отдельные учёные занимались исследованиями в области взаимоотношения автора и читателя, нелинейной репрезентации знаний в гипермедиа, отражением взаимодействия сознания и мышления в гипертекстовом пространстве [22; 23], децентрализации субъекта среди новых средств информации [8; 12; 31].

Деривационная непосредственная составляющая термина «гипертекста» - «текст» -дает нам возможность предположить, что речь может идти об образовании, которое по определённым параметрам сходно с текстом. Чтобы доказать, что гипертекст является особой разновидностью текста, необходима однозначная лингвистическая дефиниция данного термина, которая, к сожалению, в лингвистике до сих пор не представлена в достаточной мере. Следует заметить, что существуют структурный и функциональные подходы к определению «текста» [6; 11; 34], авторы которых делают попытку отразить в своих работах конкретный аспект столь сложного феномена. Интересны дефиниции термина «текст», предложенные Н.С. Колотиловой: «Под текстом понимается любое законченное речевое произведение,

элементы которого объединены темой» [2. С. 4], и В. Дресслер: "Text ist eine nach der Intention des oder der Sender und Empfänger sprachlich abgeschlossene Spracheinheit, die nach den Regeln der Grammatik der jeweils verwendeten Sprache gebildet ist" [13. G 1]. В своей работе мы опирались на определение О.И. Москальской,

которая под текстом понимает ".. jedes Stück zusammenhängender Rede, angefangen mit einer schlichten Äußerung im Alltag bis zu einer Novelle, einem Roman, einer pub-

114