logo
прагматика и медиа дискурс / text_and_discourse-8l

КОГНИТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ДИСКУРСА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. О. В. Александрова

(Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова)

The article discusses some aspects of the current understanding of discourse analysis, in particular the text of mass media. Different understandings of discourse are briefly discussed here, in particular, texts of mass media are viewed in different kinds of discourses, including the Internet.

Примечательным является факт, что в последние годы можно говорить о новом направлении в лингвистике, которое разрабатывается на стыке целого ряда наук - о медиалингвистике - науке о языке средств массовой информации, во многом связанной с новыми тенденциями в современной науке о языке в целом и, как кажется, имеющей прямое отношение к когнитивным процессам, происходящим в языке.

Когнитивное направление в изучении языка уже получило своё объяснение в разных работах отечественных и зарубежных лингвистов. Современная лингвистика на современном этапе её развития немыслима без обращения к ментальным процессам, отражающимся в языке, что в свою очередь влечёт за собой стремление решить ещё более широкий круг проблем функционирования языка, связанного с разными областями ментального знания человека, его картиной мира [5].

Термин «медиалингвистика» был предложен в работе Т.Г. Добросклонской и, на наш взгляд, очень удачно отражает те тенденции, которые происходят в разносторонних исследованиях и позволяют очертить круг проблем, связанных с этой областью языка [2]. Т.Г. Добросклонская предлагает «концепцию медиатекста как многослойного, многоуровневого явления, реализующегося в диалектическом единстве языковых и медийных признаков, и приоритетный анализ синтагматики как такого уровня описания, на котором в наиболее полной форме выражены все основные свойства текстов массовой информации» [2. С. 4].

Уже признанным является тот факт, что грамматическое исследование языка выходит за рамки отдельных предложений, поскольку предложение является лишь условной единицей, принятой в письменной речи. Субъективный характер членения речи на предложения обусловил появление всё новых определений предложения, ни одно из которых, однако, не может претендовать на исчерпывающую полноту. При обсуждении устной речи в недавно опубликованной в издательстве Лонгман грамматике устного и письменного английского языка [8] границы предложений не отмечаются точкой. Данная грамматика, как известно, основана на материале корпусных данных английского языка, где отношение к членению на предложения в устной форме является очень осторожным. Немного странно, что эта грамматика цитируется как Байбер и др. Над этой грамматикой работал целый коллектив авторов, но редактором бы Дэвид Кристал и, может быть, более правильно было бы использовать его имя в качестве основателя проекта.

Понимание коммуникативной и функциональной направленности высказывания, его роли в составе текста возможно лишь на более широкой основе дискурса. Дискурсивные исследования проводятся на основе текстов, однако до сих пор трудно было говорить о каких-либо обобщающих свойствах дискурса, характерных для разных текстов, принадлежащих разным функциональным стилям [5]. Понятно, что в данной статье мы используем термин «дискурс» для обозначения динамического характера исследуемых текстов, что имеет особое значение для текстов средств массовой информации.

Несколько слов о дискурсе. Как известно, этот термин применялся для обозначения устного текста, в момент его порождения и дальнейшего развития. Сейчас он приобретает новое понимание и вполне применим к устному и письменному дискурсу, но с точки зрения

80