logo
прагматика и медиа дискурс / text_and_discourse-8l

Условные обозначения

Анафорическая связь

>

<Катафорическая связь

< Анафорико-катафорическая связь

—>

( )

Опущенный элемент

На пороге третьего тысячелетия очень ясно обнаруживается смена ориентиров в лингвистических исследованиях. Наблюдается переключение интересов от фундаментальных проблем лингвистики к методологическим, к вопросам практического использования языка. Изучение «употребления языка» связано с исследованиями текста, ибо практически язык существует только в текстах. Изучение же текста, особенно в аспекте высоких технологий - компьютерной и интернетной коммуникации, выдвинуло на первый план вопросы функционально-коммуникативной организации завершённого текста и языка, иными словами, целостного словесного произведения.

Под словесным произведением понимается всякий отграниченный языковой макрообъект, которому в результате целенаправленной коммуникативно-речевой и языковой деятельности придана определённая конструктивная организованность, внутренняя и внешняя форма. Словесное произведение представляет собой одновременно языковую и духовную целостность. В общей целостности словесного произведения необходимо различать целостность содержания и целостность материализующей его формы. Так как природа содержания и природа формы различны, различна и природа тех принципов, на основе которых создаётся целостность содержания и целостность формы произведения. Целостность содержания обеспечивается творческим методом отражения и переработки реальной действительности. Целостность формы создаётся с помощью жанра и стиля, которые перерабатывают отражённое содержание в коммуникативное.

Содержание произведения состоит из двух частей: фактуального (предметного) и функционального (процессного) содержаний. Основу фактуального содержания произведения составляет отражательная структура, которая является результатом познавательной и оценочной деятельности автора [1. С. 33]. Функциональное содержание, идеальное по своей сущности, является результатом создания коммуникативной системы произведения, а отсюда и оформления коммуникативной функции. Последняя складывается из частичных функций сообщения, общения и воздействия. Функциональное содержание образует форму произведения. Под формой понимается система способов, приёмов и материальных средств (в данном случае языковых единиц) преобразования и выражения предметного содержания произведения согласно существующим требованиям, критериям, нормам. В результате форма словесного произведения представляет собой сложную разноуровневую систему элементов и связей между ними координационного и субординационного характера. В форме координационной связи она выступает как способ изложения содержания, которая в данной статье интерпретируется как речевой жанр. В форме субординационной связи, то есть будучи включённым в функциональный стиль, речевой жанр приобретает статус

98