logo
прагматика и медиа дискурс / text_and_discourse-8l

КОНЦЕПТЫ И ИХ СВЯЗИ В ТЕКСТЕ . H.A. Сёмнина

(Рязанский государственный педагогический университет им. С.А. Есенина)

This article deals with concepts as mental constructions that enable us to create our own image of the world. The analysis of the way concepts are organized into systems forming the logical structure of a text is considered by the author to be valuable for our understanding of communicative process.

В центре внимания современной лингвистической парадигмы и соответствующего ей когнитивного подхода находится выявление роли языка в построении «языковых и концептуальных картин мира» [11].

Анализируя исключительную роль, которая принадлежит языку в осмыслении мира и в процессе общения людей, когнитивная наука рассматривает вопрос о мыслительной основе языковых структур и их речевой реализации в качестве одного из важнейших. В этой связи особо актуальными становятся исследования когнитивной сферы человеческого мышления и тех присущих ей единиц, которыми она оперирует, а также законов, по которым эти единицы существуют и взаимодействуют в интеллекте и коммуникации человека.

Когнитивизм рассматривает язык в его двух измерениях: 1) язык существует как средство доступа ко всем когнитивным процессам человека, 2) сам язык изучается как когнитивный процесс, осуществляемый в коммуникации.

Представители когнитивной лингвистики считают, что каждый язык эквивалентен определённой системе концептов, посредством которой носители языка воспринимают, структурируют, классифицируют и интерпретируют поток информации, поступающей из окружающего мира. Очевидно, что существование любой системы предполагает наличие некоторых первичных элементов, из которых она строится. Такой единицей системы является концепт, являющийся предметом уже достаточно многочисленных исследований, в которых воплотилось многообразие точек зрения, отражающих традиционные взгляды и те, которые развиваются в работах представителей когнитивного направления исследований. В данной работе сделана попытка дать обзор существующих мнений по поводу терминов «концепт» и «концептуальная система», описать их сущностные характеристики, представить способы связи концептов в тексте, выделяемые отечественными и зарубежными лингвистами, а также выделить систему концептуальных связей на примере из гипертекста.

Термин «концепт» восходит к латинскому conceptus, что означает «мысль», «понятие». Данный термин употреблялся уже в 20-е годы исследователем С.А. Аскольдовым, который считал, что «концепт есть мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределённое множество предметов одного и того же рода» [1. С. 14]. Термин «концепт» был введён в лингвистический обиход достаточно недавно, и, как всякий термин, обозначающий сложное научное понятие, он получает неоднозначную трактовку в работах разных учёных.

С одной стороны, концепты соотнесены с понятиями. В этой трактовке понятие - это «качество слова, позволяющее ему обнимать в едином символе от одного до огромного множества аналогичных предметов и явлений» [12. С. 245]. Понятия иерархично выстраиваются от менее отвлечённых к более абстрактным, становясь при этом концептами. Он

106