logo
прагматика и медиа дискурс / text_and_discourse-8l

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ В ЖАНРАХ ТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТЬИ (FEATURE) И БИОГРАФИЧЕСКОГО ОЧЕРКА (PROFILE). В.А. Тырыгина

(Поволжский технологический институт сервиса, г. Тольятти)

While producing a text the author with greater or lesser degree of awareness adjusts it to the requirements (criteria) of a certain genre. This relieves his mind of search after the appropriate form and enables him to concentrate his mental efforts on the purport to be imparted. However the essence of genre should by no means be reduced to the idea of some particular framework which could be fitted with certain contents. The article views it as a multifaceted structure having alongside with superficial "dimension" an in-depth one. The latter may be manifested in its communicative purpose (intent). This in its turn determines the choice of stylistic strategies with which the article deals with.

Одна из неотъемлемых характеристик текста - это его жанровая принадлежность. Субъект текстообразования с разной степенью осознанности следует критериям жанра, свободно избранного им или заранее предписанного ему. Наличие жанровой или текстотипичной компетенции сокращает поиски оптимальной формы текстовой реализации актуального содержания и сохраняет силы для дополнительной работы, связанной с конкретной спецификой данного текста. Говоря о природе жанра, следует помнить о его многомерности и избегать всякого рода редуцированных и упрощённых представлений о нём. Автором уже предпринимались попытки разностороннего рассмотрения жанра с лингвистической точки зрения [3]. Задача данной статьи состоит в том, чтобы показать взаимозависимость жанровой интенции (цели) и выбора определённой стилистической стратегии.

Коммуникация как передача сообщений, то есть знаков, с помощью которых один разум может изменить контролируемый план действий другого, всегда целенаправленна и интенциональна. Цель любой деятельности в значительной степени предопределяет средства её достижения. Автор текста «программирует» результат, поскольку согласно когнитивному подходу к тексту, акцентирующему принцип единства деятельности и сознания и трактующему текст не просто как языковое образование, а как результат ментальных процессов, сознание говорящего (пишущего) - это не "tabula rasa". В нём аккумулированы самые раз-

222