logo
прагматика и медиа дискурс / text_and_discourse-8l

НАУЧНЫЙ ДИСКУРС О ТЕКСТЕ. A.A. Абдулфанова

(Калужский государственный педагогический университет)

The main linguistic concepts "text" and "discourse" are connected with each other. Text is language representation of speech, thought and typical communicative situation. Discourse exists as an individualized actualization of text-in-action model.

Текст интересует лингвистов как наиболее адекватная языковая форма манифестации знаний. Предложенное Г.А. Золотовой понятие «текст» раскрывает не только текстовую специфику анализа знаний о мире, но и коммуникативные особенности текста. Она рассматривает его как «результат смысловых и коммуникативных интенций» [2. С. 9].

Коммуникативный подход учёного к тексту представляет современный стиль научного мышления о языке. Он отражает характерное для всех наук стремление «изучать не вещи сами по себе, а порождающие их механизмы». Так, «вместо феноменологического описания дуба в его завершённой форме пытаются исследовать в жёлуде генотип дуба» [3. С. 98]. В лингвистике это выражается в поисках инвариантов, прототипических образцов языковых явлений. Текст интерпретируется учёным как продукт регулярного поведения языковой системы в речемыслительной деятельности говорящих и пишущих. Система языка «выстраивается по результатам анализа конкретных текстов» [2. С. 477].

Очерчены контуры текстового механизма, порождающего язык. В частности, это «вертикальный срез» конкретного текста, на котором видна соотнесённость языковых средств (моделей предложения и их компонентов), речевых регистров, текстовой тактики и текстовой стратегии. При этом первые два параметра принадлежат языковой компетенции всего говорящего социума, а другие два - отражают процесс... порождения конкретных текстов...» [2. С. 477-478].

Система языка-текста описывается через тип структуры. В теории систем структура определяется как «строение, расположение, порядок. Она отражает определённые взаимосвязи, взаиморасположение частей системы... характеризует организованность системы, устойчивую упорядоченность элементов и связей» [1. С. 29]. Тип структуры (регистр) выводится на основании триединства формы, значения, функции. Тройственная характеристика типа текста осуществляется с помощью трёх вопросов: Что выражено? Как выражено? Зачем, с какой целью? Вопросы охватывают круг нетрадиционных для внутренней лингвистики явлений. Они восходят к онтологическим основаниям структуры регистра: языковые факты соотнесены с явлениями действительности, с характером мыслительных процессов говорящего, с его коммуникативными намерениями. Ср.: «Говорящий, порождая тексты, выбирает не только их темы, но и средства... Выбор средств определяется рядом факторов: смысловыми потребностями, пространственно-временной позицией говорящего по отношению к сообщаемому, способом восприятия - путём непосредственного наблюдения или логического осмысления, отношением к адресату речи и коммуникативными намерениями» [2. С. 517].

Система языка-текста может быть представлена разными регистрами в зависимости от изменения перечисленных факторов, их взаимодействия. Установлены 5 типов и 4 подтипа текстов [2. С. 512]. Коммуникативные типы речи (регистры) -универсальные схемы процесса восприятия и понимания объектов и событий в цельности и динамике. Это разные когнитивные и коммуникативные образы мира,

119