logo
прагматика и медиа дискурс / text_and_discourse-8l

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАГМАТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ РЕЧЕВОГО АКТА НЕСОГЛАСИЯ/ ОТКАЗА. И.А. Постоенко

(Хабаровский государственный педагогический университет)

The author of the article studies the pragmatic peculiarities of refusal speech acts. Refusals are analysed as consequences of speech acts in which defining of the proceeding utterance is very important. It leads to proper formation of a refusal as a socially correct statement.

Прагматика изучает значение-намерение участников интеракции, когда акцентируется момент взаимодействия говорящего и слушающего, что представляется наиболее приемлемым для изучения ситуации несогласия/отказа. Изучение значения говорящего (speaker meaning) предполагает такой взгляд на человеческую коммуникацию, который фокусируется на «намерении или преднамеренности» [1; 3; 5]. Намеренности, интенциональности речевых действий при этом отводится фундаментальная роль. Организующим центром речевого пространства является человек (субъект, говорящий) со всеми его психологическими характеристиками, речевой компетенцией, фоновыми знаниями. Именно обращение прагматики к субъекту речи, автору высказывания, знаменовало собой переход от анализа «стабильного» значения слова к рассмотрению изменчивого содержания высказывания. Воспринимая определённое речевое высказывание, слушающий обычно старается понять не столько то, что значат отдельные слова, сколько главным образом то, что говорящий хочет выразить этими словами в целом. Распознавание этого «невидимого» значения, то есть намерения говорящего, во многом зависит от исходных предположений (pragmatic presuppositions) [2], а также правил и норм речевого взаимодействия.

Необходимо подчеркнуть, что именно намерение говорящего определяет прагматическую функцию речевого акта. Прагматическая функция высказывания состоит в целевом употреблении речевого акта, при котором прежде всего учитывается такой компонент прагматического значения данного акта, как «значение говорящего». При этом функцию речевого акта, представленного единичным высказыванием, бывает достаточно трудно определить, так как может не быть прямого соответствия между формой высказывания и его функцией. Только при рассмотрении цельного речевого события, представляющего собой последовательность, состоящую из двух и более речевых актов, возможен полноценный анализ конкретного единичного речевого акта и его прагматической функции [4]. Изучае-

173