logo search
прагматика и медиа дискурс / text_and_discourse-8l

РЕЛЕВАНТНОСТЬ КАК КОГНИТИВНАЯ И ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ. Л.В. Правикова

(Пятигорский государственный лингвистический университет)

This article is directed towards the account of cognitive and linguistic aspects of relevance as a special theory of message interpretation. Relevance is aimed at activation and promotion of the processes of interpretation of verbal and non-verbal pragmatic activity, involving inferential computations over mental representations. To this end, I will draw from a variety of approaches of extracting information as a framework for understanding process (J. Austin, H.P. Grice), discuss the key issues of the theory of relevance (D. Sperber, D. Wilson) and present its cross-disciplinary correlations with other linguistic spheres.

Проблематика лингвистической теории релевантности широко обсуждается в Европе и Америке и мало известна в нашей стране. В этой связи мы ставим задачу кратко изложить предысторию становления лингвистической теории релевантности, её ключевые положения и интердисциплинарные взаимосвязи с другими лингвистическими областями.

Релевантность - это особая теория интерпретации (позиция слушающего), которая ставит в качестве своей основной задачи учёт значимых и незначимых для данной ситуации когнитивных аспектов сообщения и которая концентрирует внимание на выявлении как можно большего числа значимых аспектов информации и нейтрализации незначимых аспектов сообщения. Иными словами, задача состоит в том, чтобы извлечь как можно больше значимой для данной ситуации информации из сообщения.

Если использовать специальный язык, то основное предназначение релевантности -активизация инференциальной базы понимания, катализ процессов интерпретации речевого и неречевого действий. Понимание - это процесс выведения информации из того, что говорится к тому, что при этом передаётся, сообщается, и степень релевантности относится к когнитивным возможностям слушающего, к психологической релевантности пропозиции контексту. Под контекстом понимается когнитивный конструкт, который есть не что иное как сумма представлений человека о мире в определённом времени и месте и включает логическую, энциклопедическую и лексическую информацию1. Эти представления, релевантные для инференции, отбираются на основе 1) доступности (минимум процессуального усилия) и 2) потенциального вознаграждения в терминах модификации (увеличение, усиление или отказ) для воспринимающих знания о мире (контекстуальные эффекты).

Релевантность выступает и как лингвистическая, и как когнитивная, познавательная категория, определяя тем самым ракурс взаимосвязи лингвистики и когнитивной науки. С одной стороны, релевантность является основой всякого познания, критерием успешности/неуспешности познавательной деятельности. С другой стороны, релевантность, как прагматический феномен, оказывается продуктом и следствием познавательно-практической деятельности человека. Языковые и концептуальные картины мира во всех культурах фиксируют антропорелевантные, прагматически ориентированные аспекты

Логическая информация - это логические правила вывода, позволяющие делать рассуждения, умозаключения; энциклопедическая информация - это информация об объектах и событиях и их свойствах, которые встроены в контекст; и лексическая информация - это лексические правила, позволяющие интерпретировать высказывания в естественном языке.

40