logo search
Стилистика / литература / Пр 9-10 / СМИ / Стрельникова КД / Стрельникова КД

Г) Синтаксические характеристики речи

Тексты американских телеинтервью разных видов отличает разнообразие используемых в них типов предложений, имеющих различную структуру и назначение.

В американских политических интервью количество полных предложений значительно превышает количество неполных как в речи журналиста, так и в речи гостя студии. Речь журналиста содержит около 76,7% полных и около 17% неполных предложений. Речь гостя студии представлена соответственно показателями 89%(полных) и примерно 3% (неполных). Разницу между количеством полных и неполных предложений составляют предложения, не воспроизводящие структурных схем предложения (слова–предложения: эмоционально-оценочные, утвердительные, отрицательные побудительные, вопросительные, слова речевого этикета, обращения) – их общее количество составляет в речи журналиста 6,7%, в речи гостя студии – 8,6%.

Для журналистов, ведущих политическое интервью, характерно использование диалогических неполных предложений. Использование неполных предложений как результат неумения говорящего справиться с

оформлением начатой мысли, перестройки мысли в ходе ее высказывания,

в американском интервью не зафиксировано.

Американские журналисты практически не используют перебивов для динамизации процесса коммуникации.

Для гостя студии, участвующего в политическом, деловом и творческом интервью, характерны следующие случаи использования в речи неполных предложений:

обстановкой, общим опытом говорящих, дополненные интонацией, мимикой, т.е. всем тем, что позволяет экономить языковые средства без ущерба для понимания высказанной мысли;

и формой вопроса.

В деловом интервью процентное содержание использования в речи полных и неполных предложений составляет соответственно: для журналиста –81,8% и 18,2%, для гостя студии – 81,3% и 18,6%.

Значительное количество полных предложений в речи гостя студии объясняется, по-видимому, содержанием сообщаемой информации. В тексте мало перебивов со стороны ведущего.

В творческом интервью процентное содержание использования в речи полных и неполных предложений распределено следующим образом: для журналиста – 85,0% и 13,8%, для гостя студии – 63,3% и 26,0%. В речи журналиста иногда встречаются перебивы речи гостя. Использование неполных предложений в творческих интервью – это стилистический

прием, придающий беседе разговорность и светскость, манерность.

По характеру выражаемого в предложении отношения к действительности выделяются утвердительные и отрицательные предложения.

Для нашего исследования особый интерес представляют наличие и количество отрицательных предложений в речи собеседников в разных типах интервью.

Общее число отрицательных предложений, в среднем употребляемых журналистом в политическом интервью, составляет 6,7%. Для гостя эта цифра составляет 5,9%.

Общее число отрицательных предложений, в среднем употребляемых журналистом в деловом интервью, составляет 6,2%, из них общеотрицательных – 3,1% и частноотрицательных – 3,1%. Количество отрицательных предложений для гостя составляет 8,2%. Из них общеотрицательных –2,5% и частноотрицательных – 5,7%.

Общее число отрицательных предложений, в среднем употребляемых журналистом в творческом интервью, составляет 3,0%. Количество отрицательных предложений для гостя составляет 7,2%.

Для обобщения сведений о синтаксической организации американских телеинтервью представим полученные данные в виде таблицы и проследим некоторую закономерность в использовании разных типов синтаксических конструкций.

Таблица №.34.

Синтаксическая характеристика американских интервью.

(в %)

Политическое интервью

Деловое интервью

Творческое интервью

Журналист

гость

журналист

гость

журналист

гость

Всего предложений

30

34

22

32

29

42

Простых

63,3

29,4

63,6

46,8

62

54,8

Сложных

30

64,7

36,4

53,0

38

45

Повествовательных

46,7

64,7

86,4

74,1

48

66,7

Вопросительных

23,3

2,9

13,6

0

24

2,4

Восклицательных

6,7

5,9

0

2,8

6,8

2,4

Побудительных

3

0

3,1

1,4

3,4

2,4

С модал. глаголами

0

8,9

1,4

12,5

0

2,4

Условия

0

0

4,5

3

0

0

Отрица тельных

всего

6,7

5,9

1,2

6,2

3

7,2

Общ.

2,5

1,3

0

3,1

3

0

Частн

4,2

4,6

1,2

3,1

0

7,2

Полных

76,7

88,9

81,8

81,3

85

63

Неполных

16,7

2,86

18,2

18,7

13,8

26

среднее арифметическое общего количества предложений во всех интервью данного типа

Во всех трех типах американских интервью в речи журналиста преобладают простые предложения. Закономерно активное использование журналистом вопросительных предложений. Речь журналиста умеренно эмоциональна. Прямое речевое воздействие на собеседника со стороны журналиста можно охарактеризовать как очень умеренное. Процент использования журналистом предложений с частицей «if» («ли») минимален. Журналисты умеренно используют негацию, предпочитая частное отрицание общему, делая негатив более мягким.

В речи гостя во всех трех типах американского интервью преобладают сложные предложения. повествовательные предложения составляют наибольший процент в речи гостя. Процент вопросительных предложений в речи гостя минимален или равен 0. Минимально использование гостем студии восклицательных предложений. Гость почти не оказывает на журналиста прямого речевого воздействия. Так же, как и интервьюер, интервьюируемый предпочитает использовать в речи частную негацию или не использовать ее вообще.

В американском политическом интервью прямая речь как синтаксический прием используется не часто. Журналисты цитируют газетные публикации, подтверждающие высказанную ими в интервью точку зрения.

В деловом интервью цитирование происходит в виде графической презентации статистических выкладок (бегущая строка, частичная заставка на экране).

В творческом интервью цитирование используется с целью привлечь внимание телезрителей к особо важным, интересным моментам беседы.

Кроме цитирования и прямой речи, коммуниканты в американском телеинтервью используют целый набор выразительных синтаксических приемов: расширение исходной модели, взаимодействие синтаксических структур, изменение порядка компонентов, вводные элементы. Все эти средства служат целям эмфатизации высказывания, усиления впечатления от услышанного.

Цитаты, заготовленные заранее, помогают журналисту направить разговор в студии в соответствии с целями интервью. Фразы, подбираемые журналистами для цитирования в творческом интервью, обычно характеризуют гостя передачи с положительной, «выгодной» для него стороны.

Гости студии цитатами пользуются крайне редко. Они чаще комментируют определенные законодательные акты, статистические данные, используя косвенную речь.