logo search
Стилистика / литература / Пр 9-10 / СМИ / Стрельникова КД / Стрельникова КД

Примеры:

2.Общенаучная: параметр, транскрипции, диалектическое единство противоположностей

3. Специальная: по мизансцене

4.Разговорная: ерунде, ура, уломать, кого-нибудь подвинула, боже милостивый, не дай бог

5. Просторечная: помереть, сжирает, нутро, влезет

в) Использование экспрессивных средств

В российском творческом интервью используются следующие экспрессивные средства: фигуры замещения - фигуры количества: гипербола, мейозис /литота; фигуры качества: метонимия: синекдоха, перифраз, эвфемизм; фигуры совмещения: фигуры тождества: сравнения, синонимы-заместители, синонимы-уточнители; фигуры противоположности: антитеза, оксюморон; фигуры неравенства: нарастание, разрядка, зевгма, каламбур.

Примеры:

«это своего рода чумка, которой должна переболеть страна» (метонимия);

«как хорошо, что бы не состоялось…как в школе, знаете, «Ура! Ура! Учительница заболела! Географии не будет!» (перифраз);

«любовь исчерпала себя» (метонимия);

«три года для женщины в таком возрасте – это огромный срок» (эвфемизм);

«ну, скажем, вы не в таком возрасте» (эвфемизм);

«Действительно, нет ролей для женщины в третьей, так сказать, части ее жизни, даже во второй, чтобы там было про это» (эвфемизм, синекдоха, перифраз);

«я мягче скажу – складывались непросто» (эвфемизм).

- метафора: антономазия, персонификация, аллегория

ирония)

«они упали и, сидя внизу, хохотали над этой вечной цирковой ситуацией»(метафора),

«она (любовь) для меня сегодня преобразилась в некоторое, так сказать, соответствие с паспортными данными» (метафора),

«работать в театре сейчас – это роскошь, это удовольствие» (сравнение),

«вы не устали сегодня заниматься своим делом, своей профессией – играть на сцене?» (синонимы – заместители),

(вопрос) «Это эгоизм?» (ответ) «Это какой-то инстинкт самосохранения» (синонимы-уточнители, эвфемизм),

«не могут поделить маму между собой», «драка идет за маму» (метафоры),

«у нас одно общее дитя и другое общее дитя: я имею в виду мою дочь и театр, который мы вместе создавали» (метафора),

«что такое любовь. Это сумма трех влечений» (сравнение), «разве это – не удобная

модель для жизни?!» (ирония),

«а измена только укрепляет семью» (ирония),

«ну а когда женщина может простить мужу измену – это потому, что она его

сильно любит или потому что ей все равно?» (ирония),

«есть планета «женщина», есть планета «мужчина»» (метафоры).

«Последние мои слезы, это, правда, было довольно – таки уже давно, но они были такие безудержные, такие неостановимые просто и такие светлые, такие окрылившие нутро» (нарастание). «Я плакала над последним , предпоследним приездом Бежара. А что там плакать?» (разрядка).

«потеря нравственности необычайна» (контраст)

«слезы, окрылившие нутро» (оксюморон)

«умная женщина может простить измену мужу, а дурочка разобьет чашку до конца» (антитеза).

г) Синтаксические характеристики речи.

В российских творческих интервью количество полных предложений значительно превышает количество неполных как в речи журналиста, так и в речи гостя студии. Речь журналиста содержит около 61 % полных и около 36 % неполных предложений. Речь гостя студии представлена соответственно показателями 75 % полных и примерно 24 % неполных. Разницу между количеством полных и неполных предложений составляют предложения, не воспроизводящие структурных схем предложения (слова – предложения: эмоционально-оценочные, утвердительные, отрицательные побудительные, вопросительные, слова речевого этикета, обращения).

Для журналистов, ведущих творческое интервью, характерно использование диалогических неполных предложений, т.е. интонация (вопрос, восклицание), мимика( удивление, усмешка), осведомленность о предмете речи обоих партнеров интервью дополняют высказывание и позволяют опускать те члены предложения, отсутствие которых не затрудняет понимание мысли говорящего.

Для творческого интервью характерно активное использование предложения – вопроса.

Распространенная форма диалога – сменяющие друг друга реплики. Связанные по смыслу с предшествующим сообщением, они добавляют новую информацию.

Использование неполных предложений как результат неумения говорящего справиться с оформлением начатой мысли, перестройки мысли в ходе ее высказывания - явление, не очень характерное для творческого интервью.

В творческом интервью российские журналисты активно используют перебивы для динамизации речи собеседника, скорейшего получения ответа на вопрос, нарочитое выказывание осведомленности по обсуждаемому вопросу.

Примеры:

11

Г.: Очень многие роли остались позади и уже…

Ж.: Вы же не стали играть Раневскую в «Вишневом саде».

Гости студии используют перебивы для того, чтобы сменить тему, уйти от ответа.

Ж.: Даже когда

Г.: Это очень дорогой, родной мне человек.

Для гостя студии, участвующего в творческом интервью, характерны следующие случаи использования в речи неполных предложений:

обстановкой, общим опытом говорящих, дополненные интонацией, мимикой, т.е. всем тем, что позволяет экономить языковые средства без ущерба для понимания высказанной мысли;

вопроса.

Использование неполных предложений в творческих интервью – это стилистический прием, придающий беседе разговорность и светскость, манерность.

Примеры:

11

«Ж: В блокаде.»

«Ж: Все равно хорошее?»

«Ж: Вот так?»

«Ж: Даже когда»

«Г: Да. Люди. Отношения.»

«Г: Почему сейчас? Всегда.»

«Г: Верю, верю, конечно. Ну и что ж?»

«Г: Господи, как не хочется, чтобы…»

15

«Ж: Теперь, когда конкурс уже позади.»

«Ж: Кто именно?»

По характеру выражаемого в предложении отношения к действительности выделяются утвердительные и отрицательные предложения.

Общее число отрицательных предложений, в среднем употребляемых журналистом в политическом интервью, составляет 6,80%, из них общеотрицательных – 4,08% и частноотрицательных – 2,72%. Количество отрицательных предложений для гостя составляет 12,64%. Из них общеотрицательных – 7,06% и частноотрицательных – 5,58%.

Примеры:

11

«Г: Ну разве это не смешно?» (частн.)

«Г: Но, сколько бы я ни сетовала, я же не могу сейчас играть Малыша в «Карлсоне».» (общ.)

15

«Ж: И ни какой, в том числе мой собственный скепсис в отношении перспектив работы «медиа-социума» на 6-й кнопке сказанного не перечеркивает.» (общ.)

«Ж: И никакие комментарии не могу повлиять на его исход…» (общ.)

Любое высказывание имеет определенное назначение. Мы говорим, чтобы сообщить свою мысль собеседнику, узнать у него о чем-либо, интересующем нас или побудить кого-либо выполнить какое-нибудь действие. В российских творческих интервью в речи журналистов и гостей студии присутствуют повествовательные, вопросительные, восклицательные и побудительные предложения.

В творческом интервью категории предложений в процентном отношении к общему количеству предложений распределены следующим образом:

для журналиста: повествовательные составляют 40,14%, вопросительные-35,37%, восклицательные –4,76%, побудительные –5,44%, с модальным значением –1,36%, условные – 0,00%; для гостя студии: повествовательные составляют 66,17%, вопросительные – 5,58%, восклицательные – 4,46%, побудительные- 0,00%, с модальным значением –0,74%, условные - 3,72%.