logo search
Стилистика / литература / Пр 9-10 / СМИ / Стрельникова КД / Стрельникова КД

Приложение №2 Российское творческое интервью Организационно - структурный аспект

1. Вид диалога

Все исследованные интервью с творческой личностью (условно – творческое интервью) всегда личностны. Именно на фоне личностных характеристик или с точки зрения «героя» программы в таком интервью освещаются вопросы, представляющие интерес для общества в целом.

2. Тип интервью

Интервью – факт с целью получения только фактической информации на российском телевидении появляется не часто. Среди описываемых в данном исследовании интервью таких не зарегистрировано. Обычно за обсуждением фактической информации гость студии по просьбе журналиста комментирует изложенные факты.

Примеры:

Ж.: «Искусство Алисы Бруновны Френдлих всегда было пронизано любовью, всегда. Вы по-прежнему, так же верите в любовь, как в былые годы?» (№11)

Интервью – портрет наиболее широко используется в российских телевстречах с творческими людьми. Практически всегда дается графическая или устная информация о месте рождения гостя студии, семье, увлечениях. Точка зрения приглашенного на решение актуальных проблем помогают телезрителю определить, как стоит относиться к информации, которую сообщает интервьюируемый.

В российских творческих программах интервьюируемому принято задавать самые «личные» вопросы, «портрет» выписывается в деталях. Сам герой передачи – основная фигура для анализа.

3. Тематическое развертывание

Тематическое развертывание позволяет определить степень монотематичности / политематичности теледиалога.

Российский теледиалог, как правило, политематичен. Для российского творческого интервью характерна «тематическая полифония» и тематическая свобода. Интервью протекает в форме естественной беседы (по форме близкой к бытовой). Тема в начале интервью обычно не обозначается.

Российские творческие телеинтервью чаще всего продолжительны (до 40 минут) и, как уже говорилось, в большинстве случаев политематичны. В отдельных творческих интервью насчитывается до 7 тем. Ведение диалога сразу по нескольким тематическим линиям является характерной чертой большинства российских интервью. Так, например, в интервью № 11 основная тема : «Актер и его творческая судьба». Но основная тема получила развитие в подтемах: любовь в творчестве актрисы, нищенское существование российских актеров, любимые актерские работы, профессия актрисы и семья, возраст и актер, журналистская этика.

4. Цель интервью

Необходимо заметить, что одноцелевые интервью практически не встречаются на российском телевидении. Чаще всего в интервью просматривается сочетание целей. Например, творческое интервью № 15 имеет целью: информирование + комментарий + разоблачение. Цели интервью №11 содержат информирование, панегирик, комментарий, знакомство и развлечение. Интервью №14 знакомит, информирует, разоблачает, комментирует, развлекает.

5. Тип монологического речевого действия

Творческое интервью часто проходит в форме рассказа гостя студии. Нередко гостя студии просят высказать мнение по тому или иному вопросу, не входящему в сферу личностной информации интервьюируемого. Вполне естественным для российского журналиста любого профиля в ходе интервью комментировать или высказывать свое мнение. Российские журналисты не очень много комментируют в текстах творческих интервью.

Свидетельство-12% и объяснение-8% встречаются в творческих интервью гораздо реже, чем мнение-36% и рассказ-44%.

6. Повод приглашения гостя для интервью

В проанализированных нами интервью приглашенными в студию были: известные люди –100 %, из них: участники событий - 20 %, эксперты - 40 %. Их известность широкой публике – основная причина приглашения их в студию.

7. Текстоформирующие факторы

Для российских творческих интервью характерны тексты больших объемов. Объемы в словоупотреблениях колеблются от 2500 до 3500, в секундах – от 1500 до 2500.

Объем речевого вклада журналиста колеблется в пределах 35% – 40 % общего объема, объем речевого вклада гостя студии составляет 60 – 65 %. Речевой вклад гостя, приглашенного в студию, превышает по объему речевой вклад тележурналиста.

Необходимо заметить, что реплики интервьюируемого обычно не намного превышают по количеству словоупотреблений реплики журналиста. Это связано с характером беседы – неофициальный личностный тон снижает возможность доминирования в беседе одного из коммуникантов. Реплики как журналиста, так и гостя студии обычно не превышает ста слов.

8. Структурно – композиционная организация телеинтервью.

Различные типы российских телеинтервью можно расположить по возрастающей в зависимости от степени структурированности телеинтервью.

Творческое интервью является наименее структурированным. Интервью носит характер непринужденной беседы с приблизительно намеченной тематикой. Невозможно предугадать момент смены темы беседы и его новое направление.

Стандартное (полнопредставленное) интервью – интервью, включающее в себя все виды структурных блоков: экспозицию, зачин, основную часть (обсуждение темы, развитие темы, завершение темы, смена темы), подведение итогов, концовка. Российское творческое интервью не всегда начинается с экспозиции. Так, в интервью А. Караулова с А. Френдлих отсутствует экспозиция и зачин. Интервью не имеет формального начала и «включается» на продолжающейся на телевидении беседе. В программе Н.Сванидзе «Зеркало» интервью с М. Лесиным предваряет экспозиция – монолог журналиста объемом в 253 слова и пятью видеоклипами. Иногда экспозиция не совпадает с темой интервью, т.е. тема интервью не является логическим продолжением экспозиции, которая используется иногда для интриги, привлечения зрительского внимания.

В творческом интервью экспозиция представлена видеоклипом или вербально.

Зачин – обязательная составляющая большинства российских телеинтервью (бывают исключения – 20 %).

Отклонение от стандарта в российском творческом телеинтервью прослеживается во внутренней организации теледиалога (отсутствие некоторых структурных блоков, особое развертывание дискурса). Каждый журналист строит свою программу, свое интервью как небольшую художественно-публицистическую работу, в которой он сам выступает как режиссер.

Подведение итогов и прощание с гостем студии «на камеру» также может быть исключено из контекста интервью по замыслу режиссера.

Основной единицей коммуникативно-речевой структуры диалога считается диалогическое единство – ДЕ.

В российских творческих интервью пронаблюдать динамику смены одних видов диалогических единств другими очень трудно, так как интервью строится не по схеме, а чаще всего представляет собой неформальную беседу.

В творческом интервью основная тема может развиваться в 45 ДЕ, при этом происходит отклонение от первоначальной темы и возврат к ней, а также возникают несколько подтем. Так в интервью №11 «А. Караулов – А. Френдлих» наряду с главной темой «актриса и театр» развиваются подтемы: актерская семья, женщина и любовь, история страны и судьбы людей. Такое интервью очень «разговорно» по стилю (напоминает бытовой разговор).

Творческому интервью в российской коммуникативной культуре свойственно дробление общего контекста на небольшие по словоупотреблению ДЕ с отдельными крупными повествовательными репликами интервьюируемого. Развернутый ответ гостя насчитывает в российском – до 167 слов; краткие реплики составляют одно слово.

Для российского творческого интервью характерно использование следующих типов вопросов:

  1. Прямой, или закрытый вопрос

  1. Биполярный (да \ нет) вопрос

  1. Ведущий (наводящий) вопрос

  1. Провокационный вопрос

  1. Открытый вопрос

  1. Вопрос – подсказка

  1. «Зеркальный», отраженный вопрос

  1. «Зондирующий», исследовательский вопрос

  1. Гипотетический, прогнозирующий вопрос

  1. Вопрос- возражение (Риторический вопрос)

  1. Вопрос-предположение (с частицей «ли»)

  1. Альтернативный вопрос

К наиболее часто употребляемым в исследованных нами российских творческих интервью вопросам относятся биполярный – 15,2%, провокационный -17,4%.

К умеренно используемым относятся прямой вопрос, вопрос-подсказка и риторический вопрос – по 8,7%. Наводящий, открытый и альтернативный вопросы используются в 6,5% случаев каждый. Редко задаются отраженный и прогнозирующий вопросы. Почти не задается условный вопрос.

По характеру вопросов можно предположить характер интервью (деловое, развлекательное), степень его официальности. Так, высокий процент использования провокационных вопросов свидетельствует о попытке журналиста вызвать гостя на откровенный разговор. Такой процент провокационных вопросов не допустим в официальных интервью.

9. Характеристика участников интервью

Число участников российского творческого интервью, как правило, равно двум: один журналист и один гость программы. При анализе признака симметричности (равновеликости) социального статуса коммуникантов в интервью выявлено следующее. Обычно в российском творческом интервью не наблюдается явного доминирования в общении между партнерами по интервью.

Российские журналисты внимательны к собеседнику и информации, выдаваемой им, могут быть ироничными, иногда провоцируют гостей студии на несогласие, конфликт.

Очевидна симметричность социального статуса коммуникантов: российские журналисты, как правило, называют свое имя, фамилию, также как фамилию приглашенного в студию.

Многие российские журналисты являются ведущими программ с творческими людьми. Программы, которые ведут разные журналисты, отличаются по стилю, по характеру, «рисуют» разные творческие портреты интервьюируемых.