logo search
Стилистика / литература / Пр 9-10 / СМИ / Стрельникова КД / Стрельникова КД

1. Вид диалога

Все исследованные образцы российского политического телеинтервью являются информативными диалогами с обязательным включением личностных элементов. Это проявляется в обращении коммуникантов друг к другу по имени и отчеству, в обязательной информации о госте студии, его общественном и профессиональном статусе, в сообщении сведений личного плана (семья, свободное время и т.д.). Данная информация представлена устно или видеоматериалом.

Примеры:

9

( интервью №9)

(голос за кадром:

Владимир Семаго. 51 год. Окончил МИСИ и Всесоюзную академию Внешней торговли. Работал мастером передвижной механизированной колоны «Мособлстрой», заместителем генерального директора гостиничного комплекса «Солнечный», главным инженером в госкомитете по науке и технике. В КПСС с 1977 года. В 88-м, оставаясь преданным сторонником коммунистических идей, создал Московский коммерческий клуб. В 95-м возглавил наблюдательный совет Росбизнесбанка и вошел в национальный совет Центробанка Российской федерации. Депутат Госдумы двух созывов. Фракция КПРФ. В руководстве компартии имеет репутацию раскольника и возмутителя спокойствия.

Личностная информация, освещаемая в политическом интервью, задает тон всей программе, сообщает зрителю направление, в котором будет развиваться интервью.

2. Тип интервью

Интервью – факт в чистом виде – крайне редкое явление на российском телевидении. Среди описываемых в данном исследовании политических интервью таких не зарегистрировано. Как правило, в политическом интервью вслед за обсуждением некоторой фактической информации следует просьба журналиста к гостю студии прокомментировать изложенные факты, т.е. высказать мнение по

освещаемому вопросу.

Примеры:

6

Ж: Это заявление передали все информационные агентства, еще 15 числа, еще до того, как об этом объявил президент. Почему вы приняли вот такое решение?

Кроме того, в большинстве проанализированных нами политических интервью используются вопросы, характерные для интервью-портретов, так как личностные характеристики интервьюируемого (общественный статус, профессиональный статус и т.д.) придают значимость информации, сообщаемой им.

Практически всегда дается графическая или устная информация о месте рождения гостя студии, семье, увлечениях.

Выяснение точки зрения приглашенного в студию на животрепещущие, злободневные вопросы помогают телезрителю определить, относится ли интервьюируемый к «своим» или «чужим», и, в зависимости от этого, решить, как стоит относиться к информации, которую выдает интервьюируемый.

3. Тематическое развертывание

Тематическое развертывание определяет степень монотематичности / политематичности теледиалога.

Российский политический теледиалог, как правило, политематичен. Тема интервью обычно четко не оговаривается, а указывается лишь общее направление беседы. Если интервью не является строго регламентированным, то количество тем и подтем может доходить до восьми (максимум, выявленный в ходе данного исследования).

Например, в интервью Е. Киселева с Г. Явлинским в программе «Итоги» прослеживаются следующие темы: похороны Николая II в Петербурге; характеристика политической элиты страны; чеченский вопрос; обзор текущих политических вопросов; встреча депутатов Госдумы с президентом; сценарий развития ситуации в стране; возможность диалога фракции «Яблоко» с другими фракциями; изменения в Конституции; исчерпанность политической системы. Иногда интервью заявляется как многоаспектное: «Мы пригласили Вас сюда по многим причинам».

Для российского политического телеинтервью характерна тематическая свобода. Изменение темы в ходе беседы не всегда целенаправленно обозначено. Интервью протекает в форме естественной беседы, нет резкого перехода от одной темы к другой.

4. Цель интервью

Российское политическое интервью на телевидении –способ сообщить зрителю о событиях в политической и общественной жизни страны. Но цель интервью не сводится к простому комментированию фактов. Достаточно часто это - стремление к аргументированному убеждению собеседника в правоте мнения говорящего. Об этом свидетельствуют многочисленные комментирующие реплики, как со стороны журналиста, так и со стороны гостя студии.

Примеры:

6

Ж: Но президент был между двух огней, согласитесь

Г: Не надо говорить в таких случаях о таких вещах.