logo search
прагматика и медиа дискурс / text_and_discourse-8l

ЯВЛЕНИЕ ПОВТОРА В ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ. O.B. Червакова

(Рязанский государственный педагогический университет им. С.А. Есенина)

The article is dedicated to the study of one of the most interesting problems of stylistics - the phenomenon of repetition. It also touches upon the description of the realized communicative-stylistic tasks. The investigation takes into consideration the pragmatic approach to repetition and its stylistic aspects. Investigating the problem of lexical repetition, the author analyzes graphical stylistic means that play a great role in the achievement of the communicative-pragmatic effect.

В силу распространённости сферы применения, многообразия и многоплановости языкового выражения явление повтора неоднократно привлекало к себе внимание исследователей, работающих в различных областях знания: риторике, лингвистике, психологии, теории художественной речи, теории дискурса и т.д.

Рассмотрение явления повтора с когнитивной точки зрения и анализ природы этого стилистического явления, оснований выделения и выполнения им функций подсказано кардинальными изменениями в области теоретического языкознания, прежде всего достижениями двух главных парадигм современной лингвистики - коммуникативной и когнитивной, а также «возрастающим интересом лингвистов к изучению текста и его категорий, способствующих рассмотрению реализаций в нём различных языковых единиц» [3.

С. 2].

Говоря о стилистике как о лингвистической дисциплине, необходимо подчеркнуть её специфику, состоящую в том, что она целиком обращена к одной из сторон такого явления, как язык - его употреблению людьми. Задачам и сущности современной лингвостилистики значительно больше соответствует представление о ней как о функционально направленной науке, то есть о науке, которая в отличие от других языковедческих дисциплин изучает функционирование языка, а не его строй.

227