Г: Ну, тем более, вообще такая проблема не должна была существовать.
Определение целей интервью и реализация этих целей в том или ином интервью позволяет представить данные о целевой направленности диалогических единств, составляющих политическое интервью: комментарий составляет 44,9 %, информация – 10 %, информация + комментарий – 12,2 %, информация +сенсация + разоблачение – 2 %, информация + комментарий + разоблачение 2 %, сенсация + разоблачение – 4 %, комментарий + разоблачение – 4 %, комментарий + панегирик – 2%.
Российские журналисты чутко реагируют на сенсационные события, происходящие в мире, и интервью с участниками или свидетелями сенсаций отводится лучшее телевизионное время, в особенности, если эти события имеют мировое значение. В российском политическом интервью элемент сенсационности присутствует достаточно часто – 8% .
5. Тип монологического речевого действия
Для гостей студии российского политического интервью характерно подробное объяснение причинно-следственных связей тех или иных событий или явлений. При этом в 60 % случаев объяснения приводятся не по инициативе эксперта, приглашенного для интервью, а по просьбе журналиста, выступающего от имени рядового зрителя.
Примеры:
Ж.: Почему Вы приняли такое решение?
Ж.: Как Вы считаете, как это восприняли Ваши избиратели?
Ж.: Как Вы ко всему этому относитесь?
Ж.: Как Вы относитесь, вот, к их линии поведения?
Ж.: Какой сценарий Вам представляется наиболее вероятным?
Российское телевидение не имеет канала, предназначенного для общения только с профессионалами. Политические интервью ведутся с целью просветить рядового зрителя.
Вполне естественным для российского журналиста любого профиля в ходе интервью является комментарий или высказывание своего мнения по поводу информации, предложенной гостем. Российские журналисты много комментируют в текстах политических интервью, выступая от имени зрителей или от собственного имени.
Среди типов монологического действия, самыми употребительными в политическом интервью являются мнение – 34,7% и объяснение – 36,7%, менее употребительными – свидетельство – 16% и рассказ – 4%..
6. Повод приглашения гостя для интервью
В связи со стремительным развитием политической, социальной ситуации в России в последнее время стали появляться специалисты (эксперты), способные проанализировать это развитие и связанные с ним изменения в общественной жизни. Таких экспертов, журналистов и аналитиков, способных прокомментировать происходящее, пока немного. В связи с этим российские политические, социально-политические, экономические, деловые и даже творческие интервью – это часто «диалоги обо всем», в которых гость выступает «экспертом» по многим вопросам.
Примеры:
№9
( Вопросы, заданные в ходе одного интервью):
Ж.: Вы совершенно не занимаетесь бизнесом?
Ж.: Что же такое коммунизм сегодня?
Ж.: Вы много лет занимались КВНом . Где веселей?»
7. Текстоформирующие факторы
Для российских политических интервью характерны тексты больших объемов. Объемы в словоупотреблениях колеблются от 2500 до 3500, в секундах – от 1200 до 1500.В стремлении говорить много журналист пытается предвосхитить потенциально возможные вопросы телезрителей, полнее осветить проблему, задачу, личность интервьюируемого.
Объем речевого вклада журналиста колеблется в пределах 30 – 40 % общего объема, объем речевого вклада гостя студии составляет 55 – 70 %. Из этого следует, что процентная составляющая участия в диалоге гостя, приглашенного в студию, превышает по объему (количеству словоупотреблений и в единицах времени) значение составляющей тележурналиста. Это – естественная закономерность, так как гость – это объект интервью. Но участие российского журналиста в разговоре не ограничивается лишь комментариями. Журналист, как правило, обнародует свое отношение к проблеме и пути ее решения.
В российской коммуникативной культуре выступление гостя студии является политематическим, то есть за один эфир журналист и гость студии обсуждают несколько вопросов. Как следствие этого для российского интервью характерна сжатая подача информации по каждому вопросу.
В настоящее время на российском телеэкране появляются малые по объему интервью. Это краткие интервью с места события или «по горячим следам»; они длятся не более пяти минут.
8. Структурно-композиционная организация интервью.
Различные типы российских телеинтервью можно расположить по возрастающей в зависимости от степени их структурированности.
Политическое интервью можно отнести к умеренно структурированным. Их анализ позволяет предположить наличие предварительного планирования и определения границ основных вопросов, нескольких углубляющих тему дополнительных вопросов, возникающих в ходе беседы в случае неполучения журналистом необходимой информации.
Стандартное (полнопредставленное) интервью – интервью, включающее в себя все виды структурных блоков: экспозицию, зачин, основную часть (обсуждение темы, развитие темы, завершение темы, смена темы), подведение итогов, концовка. Отсутствие отдельных компонентов делает интервью неполнопредставленным.
Российское политическое интервью не всегда начинается с экспозиции. Иногда экспозиция не совпадает с темой интервью, т.е. тема интервью не является логическим продолжением экспозиции, которая используется иногда для интриги, привлечения зрительского внимания (в 20 % случаев).
Примеры:
№9
За 30 секунд до эфира у нас сгорела лампочка, которая не выгорала годами. Это что-то да значит. Сегодня будет, видимо, тяжелый эфир по-настоящему, потому что сегодня «Час Пик» для чрезвычайно парадоксального человека.
Ввиду того, что российское интервью не является, как правило, монотематическим, экспозиция нередко отсутствует вообще (60 %). Экспозиция редко представлена видеоклипом. Чаще используется вербальная экспозиция (40 %).
Зачин – обязательная составляющая большинства политических российских телеинтервью. Обычно в начале интервью, если нет экспозиции, или сразу после нее ведущий представляет гостя передачи. При этом в российском интервью обязательно звучит имя и фамилия журналиста, ведущего программу (если это не интервью, являющееся частью целой программы, которую ведет один журналист).
Полнопредставленность или неполнопредставленность структурных блоков в интервью говорит о стандартном \ нестандартном построении интервью, о стремлении соблюсти норму или об отклонении от нормы, о проявлении индивидуальности журналиста (редактора программы), неординарности замысла. У российских журналистов неординарность прослеживается во внутренней организации теледиалога (отсутствие некоторых структурных блоков, особое развертывание дискурса).
За основную единицу коммуникативно-речевой структуры диалога в
данном исследовании принято диалогическое единство - ДЕ (термин Н.Ю.
Шведовой), образуемое двумя следующими одна за другой репликами.
В российской коммуникативной культуре вопросно–ответные диалогические единства представлены шире, чем диалогические единства «повествование – повествование». В российских политических интервью возможно пронаблюдать динамику смены одних видов диалогических единств другими. В интервью продолжительностью до 40 минут для начала интервью характерно употребление диалогических единств «повествование-повествование», а также «повествование плюс вопрос – повествование». При этом реплики журналистов носят развернутый характер («разогрев» интервьюируемого – создание контекста, в котором гость студии раскрывается полностью) - это явление характерно для всех типов российских интервью. Середина интервью отдается «на откуп» гостю студии. Диалогические единства в этой части интервью имеют структуру краткий вопрос – развернутый ответ. Интервью завершается увеличением речевого вклада журналиста и носит характер «повествование – повествование», так как следует подведение итогов.
В российском политическом интервью на обсуждение одной темы может потребоваться 32 ДЕ, а на смену темы и ее развитие – 4 ДЕ.
Для российского политического интервью характерными являются такие структурные компоненты как смена темы, подведение итогов.
Для российского интервью характерно использование следующих типов вопросов:
Прямой, или закрытый вопрос
Так сколько, напомните мне, пожалуйста, вы получили на последних парламентских выборах?
Сколько вы рассчитываете получить в следующих парламентских выборах?
Биполярный (да \ нет) вопрос
Вот, существует возможность диалога Явлинского …с нынешней властью?
Возможно ли образование каких – то блоков, союзов?
У вас есть ответы? Ответы?
В нынешнем виде, на ваш взгляд, у власти есть ресурс…?
Ведущий (наводящий) вопрос
Не думаете ли вы, что…?
Провокационный вопрос
Вы думаете, что мы могли бы принять эту безумную идею ?
Вас там не было. Кстати, почему…?
Открытый вопрос
Как Вы относитесь к их линии поведения?
Как вы относитесь к такому массовому отказу…?
Ну хорошо, а как вы относитесь к тому, что президент устами своих помощников…?
Вопрос – подсказка
Расскажите о себе… Хорошо, начните с …
Соглашение, которое невозможно будет нарушить?
«Зеркальный», отраженный вопрос
Итак, вы говорите, что…
Если я правильно Вас понял …
То есть вы не отвергаете идею круглого стола?…
Ну а что касается вот того вопроса, о котором вы, кстати, только что упомянули…
…бессмысленны.
Бессмысленны? Почему? (комбин.: зеркальный + зондирующий)
…последним вопросом является…
Последним по порядку или последним по значимости?
«Зондирующий», исследовательский вопрос
«Можете ли Вы привести пример…» «Почему?» «Зачем?»
Я не уверен, что действительно понял…
Почему Вы приняли вот такое решение?
Как Вы считаете, как это восприняли ваши избиратели?
Как, на ваш взгляд, может развиваться ситуация?
Какой сценарий вам представляется наиболее вероятным?
Какие могут быть нарушения Конституции? Что вы имеете в виду?
Что здесь нужно изменить – сразу вопрос.
Где, например?
А с кем вы находите на эту тему сейчас общий язык?
Гипотетический, прогнозирующий вопрос
Представьте, что я вынужден… Что бы вы мне посоветовали?
Вот, когда президент встречался с лидерами политических фракций… Ваш прогноз? Что нас ждет?
Вопрос- возражение (Риторический вопрос)
Почему? – Было решение правительства о том, …
Ну есть президент, я скажу вам, есть правительство…Или я неправильно вас понимаю?
(Типология вопросов предложена Н. Стэнтоном в книге “Communication” и является характерной для интервью на английском языке).
К наиболее часто употребляемым вопросам в исследованных российских политических интервью относятся зондирующий (31,45%), зеркальный (17,16%), биполярный (11,43%) и открытый (8,57%). Реже используются прямой, провокационный, подсказка, гипотетический, риторический (по 5,7% - каждый). Редко (2,86%) используется наводящий вопрос.
9. Характеристика участников интервью
Число участников политического интервью может варьировать: один журналист – один гость студии, два журналиста – один гость, один журналист – два гостя. Количество журналистов не превышает двух (исключение - пресс-конференция). Количество гостей обычно не более двух.
В целом, для российского политического телеинтервью характерна ситуация, когда один журналист задает вопросы одному гостю студии. Лишь два вида телеинтервью: пресс-конференция и ток-шоу предполагают наличие зрителей в студии.
При анализе признака симметричности (равновеликости) социального статуса коммуникантов в интервью выявлено следующее. Обычно в российском интервью не наблюдается явного доминирования в общении между партнерами по интервью.
В российском политическом интервью журналисты серьезны, внимательны к собеседнику и поступающей информации, зачастую ироничны, иногда конфликтны, многословны.
Гости студии, как правило, деловиты, серьезны, мало улыбаются. Не всегда кратки (чаще многословны).
Российские журналисты обязательно называют свое имя, фамилию, а также фамилию приглашенного в студию, индивидуализируя тем самым свою работу.
Для российских телевизионных ведущих характерна узкая специализация – комментатор спортивных событий маловероятен в роли журналиста, берущего интервью у политического лидера. До недавнего времени российские журналисты редко меняли свое «амплуа». Можно было говорить о некоей консервативности журналистов-россиян. В последнее время появляются новые и новые передачи, по форме напоминающие ток-шоу, в основе которых лежит краткое интервью, например, «Основной инстинкт». Организаторами и ведущими этих программ стали журналисты, которые и ранее вели программы-интервью, например, «Герой дня».
- Воронежский государственный университет
- Глава 1. Проблемы коммуникативного анализа речевого жанра интервью.
- §1. Коммуникативная лингвистика на современном этапе.
- §2. Исследование интервью как речевого жанра
- §3. Модель описания речевого жанра телеинтервью
- Модель описания речевого жанра телеинтервью Организационно-структурный аспект
- Коммуникативно-языковой аспект
- Глава 2. Основные особенности речевого жанра интервью в российской коммуникативной культуре.
- §1. Политическое интервью Организационно-структурный аспект
- 1. Вид диалога
- Г: Ну, тем более, вообще такая проблема не должна была существовать.
- Коммуникативно-языковой аспект
- А) Частеречный состав реплик
- Б) Стилистические характеристики лексики
- Примеры:
- Если представить полученные данные в виде таблицы, то можно проследить некоторую закономерность.
- Г) Использование экспрессивных средств
- Ж: Где, например?
- §2. Сопоставительный анализ различных типов телеинтервью в российской коммуникативной культуре Организационно-структурный аспект
- 1.Вид диалога
- Коммуникативно-языковой аспект
- А) Частеречный состав реплик
- Б) Стилистические характеристики лексики
- Г) Синтаксические характеристики речи
- Если представить полученные данные в виде таблицы, то можно проследить некоторую закономерность в типах синтаксических конструкций, используемых в интервью.
- Г) Использование экспрессивных средств
- Глава третья. Основные особенности речевого жанра телеинтервью в американской коммуникативной культуре
- §1. Политическое интервью Структурный аспект
- 1. Вид диалога
- 1.Прямой, или закрытый вопрос
- 3.Ведущий (наводящий) вопрос
- 4. Открытый вопрос
- 6. Гипотетический, прогнозирующий вопрос
- Коммуникативно-языковой аспект
- А) Частеречный состав реплик
- Если представить полученные данные в виде таблицы, то можно проследить некоторую закономерность в количественном составе текстов интервью.
- Г) Использование экспрессивных средств
- §2. Сопоставительный анализ различных типов интервью в американской коммуникативной культуре Организационно-структурный аспект
- 1.Вид диалога
- Коммуникативно-языковой аспект
- В) Стилистические характеристики реплик
- Г) Синтаксические характеристики речи
- Избыточная сложность, материальная и структурная перегрузка синтаксических моделей предложений также имеют место в целом ряде примеров, зафиксированных в разных типах интервью.
- Г) Использование экспрессивных средств
- Глава четвертая. Национальная специфика речевого жанра телеинтервью в российской и американской коммуникативных культурах Организационно-структурный аспект
- 1.Вид диалога
- Коммуникативно-языковой аспект
- А) Частеречный состав реплик
- Б) Стилистические характеристики реплик
- В) Синтаксические особенности речи
- Г) Использование экспрессивных средств
- Заключение
- Список использованной литературы
- Федосюк м.Ю. Нерешенные вопросы теории речевых жанров // Вопросы языкознания. - м.: «Наука», 1997. - № 5 (сентябрь-октябрь). - с. 102-120.
- Приложение №1 Российское деловое интервью Организационно-структурный аспект
- Г.: Да, годовой доход. Ж.: Годовой доход фирмы – 10 миллионов рублей и не более 20 человек работающих.
- 1. Прямой (закрытый)вопрос
- 3. Наводящий (ведущий) вопрос
- 4. Провокационный вопрос
- 5. Открытый вопрос
- 6. Вопрос - подсказка
- 7. Зеркальный (отраженный) вопрос
- 8. Зондирующий (исследовательский) вопрос
- 9. Прогнозирующий (гипотетический) вопрос
- 10. Вопрос – возражение (риторический)
- 11. Вопрос-предположение (с частицей «ли»)
- 12. Альтернативный
- Коммуникативно-языковой аспект
- Примеры:
- Если представить полученные данные в виде таблицы, то можно проследить некоторую закономерность в количественном составе текстов интервью.
- Приложение №2 Российское творческое интервью Организационно - структурный аспект
- Коммуникативно-языковой аспект
- Б) Стилистические характеристики реплик
- Примеры:
- Если представить полученные данные в виде таблицы, то можно проследить некоторую закономерность в количественном составе текстов интервью.
- Гости студии активно цитируют свои собственные мысли, высказывания своих коллег, делая свое выступление более экспрессивным и живым.
- Приложение №3 Американское деловое интервью Организационно-структурный аспект
- 1. Прямой (закрытый) вопрос
- 5. Открытый вопрос
- 8. Зондирующий (исследовательский) вопрос
- Комуникативно-языковой аспект
- Частеречная характеристика американского делового интервью.
- Если представить полученные данные в виде таблицы, то можно проследить некоторую закономерность в количественном составе текстов интервью.
- Г) Использование тропов в американском деловом интервью используются семасиологические средства: фигуры замещения - фигуры количества: гипербола, мейозис /литота.
- Приложение №4 Американское творческое интервью Организационно-структурный аспект
- Коммуникативно - языковой аспект
- Б) Стилистические характеристики реплик
- Примеры:
- Если представить полученные данные в виде таблицы, то можно проследить некоторую закономерность в количественном составе текстов интервью.
- В творческом интервью журналисты иногда прибегают к прямой речи как к синтаксическому приему, чтобы привлечь внимание гостя студии и телезрителей к каким-либо моментам интервью.
- “It’s like a playing ground portraying people like that because you act out behavior” (сравнение).