logo
Психолингвистика / Красных

2 Вслед за а. А. Леонтьевым, будем считать процесс порождения речи поэтапно формируемым речевым действием, которое является составной частью целостного акта деятельности.

вающего (автора вопроса); например (из разговора с ребенком знакомых): Привет, тебя как зовут ? Саша. А. это что? Твои рисунки? Да... я тут вот... А ты умеешь рисовать ? Нет, так у меня, наверно, не получится...) При этом реципиент должен понять смысл, реализующий концепт, «в середине» текста, т. е. как только вопрос задан, иначе не будет ответа или он будет неправильным. Следовательно, будет иметь место коммуникативный провал, и построение текста, адекватно отражающего ситуацию, окажется невозможным. Если вопрос продолжает (уточняет) тему текста, то в тексте разворачивается концепт автора первой (возможно, невопросительной) реплики. Данный концепт представляется реципиенту не (до конца) понятным, и поэтому последний уточняет смысл текста или фрагмент такового и — тем самым — концепт, лежащий в основе порождаемого текста; например: Слышала, NN скоро приезжает?Да ты что?! А когда? На следующей неделе. Во вторник, что ли...3

Семантическое строение есть содержательная структура элементов смысла текста. Семантическое строение учитывает также количество тем текста.

Логическое строение текста — это последовательность и структура представления смысловых элементов в процессе развертывания текста.

Коммуникативное единство предопределяется коммуникативной целенаправленностью текста. Можно согласиться с тем, что, «независимо от субъектов речевой деятельности, условия коммуникации требуют, чтобы речевой текст, являясь основной единицей общения, оказывал определенное воздействие» (В. П. Белянин). Однако представляется необходимым оговорить следующее: любой