Предисловие
Сегодня, я думаю, уже ни у кого не вызывает никаких сомнений и возражений такое утверждение: современный лингвист (и более широко — современный филолог) не может не быть знакомым с психолингвистикой, как минимум — с ее основами, и с теорией коммуникации как с одним из основных направлений психолингвистических исследований.
Настоящее издание представляет курс лекций по основам психолингвистики и теории коммуникации. Эта книжка может оказаться полезной для преподавателя, который собирается читать или читает аналогичный курс, а кроме того, она вполне может использоваться студентами, изучающими курс психолингвистики, для подготовки к занятиям или к экзаменам.
Поскольку это курс лекций, то для меня было важным дать слушателям представление о наиболее значимых и наиболее интересных направлениях, школах, теориях, работах, которые оказали огромное влияние на становление психолингвистики, определили ее сегодняшнее лицо и отражают основные взгляды психолингвистов прошлого и настоящего. Кроме того, я посчитала необходимым познакомить слушателей с наиболее известными исследователями, их идеями и трудами. Ну и, наконец, по некоторым вопросам я предлагаю свою точку зрения, которая прошла апробацию и доказала, как я надеюсь, свое право на существование (в виде конкретных практических проектов и в виде докторской диссертации, защищенной в 1999 году). Данный курс лекций как таковой прошел апробацию на филологическом факультете МГУ.
Предлагаемый текст не является «записью» звучащих лекций, он предназначен для того, чтобы на его основе пре-
подаватель мог прочитать свои лекции, что-то добавив, а что-то, возможно, и сократив. Студентам же этот текст даст необходимый минимум знаний по данному курсу.
Учитывая специфику жанра лекционного курса и все только что сказанное, не могу не отметить, что данный курс не является стопроцентно авторским, в том смысле, что я опиралась на уже существующие монографии, статьи, опубликованные результаты исследований и т. д. Кроме того, особо подчеркну, что в основу ряда лекций легли учебники и учебные пособия по психолингвистике, вышедшие в конце 90-х: Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М., 1997; Залевская А. А. Введение в психолингвистику. М.. 1999; Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М., 1999. Так, лекции, посвященные истории психолингвистики, языку как предмету психолингвистических исследований, видам знания, речевым механизмам, моделям порождения и восприятия речи и др., были написаны на основе данных изданий. Работы, на основе которых написана та или иная лекция, указаны после конкретной лекции В Списке литературы под рубрикой Основная.
Итак, в конце каждой лекции представлен список литературы. В основную литературу я включала те материалы, которые были максимально использованы при написании самой лекции и рекомендуются слушателям для подробного и глубокого ознакомления. В состав дополнительной литературы включены работы, которые так или иначе были использованы при подготовке данной лекции, упоминаются или цитируются в тексте лекции, представляют значительный интерес, но не являются необходимо обязательными по данному вопросу, в силу чего рекомендуются слушателям для факультативного ознакомления. Помимо этого в конце книги помещен список литературы по всему курсу, который включает в себя те издания, которые были использованы мною при написании курса. Преподавателям, читающим курс лекций, я бы рекомендовала познакомить-
ся, безусловно, со всеми изданиями, указанными в книжке, тем более что это далеко не полный список работ, которые следовало бы знать каждому, кто занимается проблемами психолингвистики.
В курс вошло 13 лекций. Число, конечно, не самое «удачное», зато оптимальное. Попробую объяснить: курс рассчитан на один семестр — от 10 до 15 лекций, в зависимости от конкретного учебного плана. Логика следования материала и его подачи такова, что границы между лекциями оказываются достаточно гибкими и могут слегка сдвигаться в ту или иную сторону, что позволяет укомплектовывать наполнение конкретной лекции по своему усмотрению. Лекционный курс предполагает обязательное «сопровождение» в виде семинарских занятий.
И последнее замечание: не стоит рассматривать данный курс лекций как максимально полный, исчерпывающий материал по психолингвистке. Вовсе нет. Во-первых, это именно курс лекций, который призван познакомить с основами данной дисциплины (это своего рода минимум ми-ниморум). Во-вторых, данный курс является первой лекционной дисциплиной в рамках специализации «Теория и практика межкультурной коммуникации» и имеет целью подготовить слушателей к последующим курсам и непосредственно к курсу этнопсихолингвистики и лингвокуль-турологии, что также обусловило некоторую специфику отбора проблем, обсуждаемых в этом курсе, и точек зрения, излагаемых в нем.
ЛЕКЦИЯ 1
Психолингвистика (ПЛ) и теория коммуникации (ТК) История ПЛ
Объект и предмет ПЛ, актуальные проблемы Место ПЛ в ряду других наук
Что мы знаем о языке? Как мы используем язык? Как мы оперируем своими знаниями в процессе общения? Что есть общение, коммуникация? Кто выступает в роли субъекта коммуникации? Как человек порождает и воспринимает речь? Почему люди иногда понимают друг друга с полуслова, с полувзгляда, а иногда никак не могут договориться, несмотря ни на какие объяснения?
Мы постараемся рассмотреть эти вопросы и ответить на них или хотя бы предложить варианты их решения. И сделаем мы это в рамках предлагаемого курса, который, напомним, называется «Основы психолингвистики (ПЛ) и теории коммуникации (ТК)». В нашем курсе мы будем говорить об основных проблемах, которые являются объектом и предметом ПЛ в целом и ТК как важнейшего ее направления. И в самом начале сделаем предварительное заявление, которое звучит гордо: мы с Вами попытаемся обнаружить тот «магический кристалл», сквозь который мы смотрим на мир, членим и оцениваем его. Мы попытаемся «войти» в виртуальную реальность нашего сознания и проанализировать феномены, которые стоят за речевой деятельностью, за коммуникативным поведением и обусловливают успешность общения или провоцируют коммуникативные неудачи.
Но начнем мы с того, что такое ПЛ (как ее определяют исследователи), с истории ПЛ (как появилась ПЛ и поче-
му), с определения ее как научной дисциплины (какие проблемы стоят в центре внимания), рассмотрим основные направления научных исследований, которые ведутся в рамках ПЛ, и определим место самой ПЛ в ряду других наук. Этим вопросам и будет посвящена первая лекция.
Итак, сегодня уже достаточно банально звучит утверждение, что развитие научной мысли в XX веке привело к значительной «гуманизации» исследований и обусловило антропоцентризм в сфере гуманитарных (и не только) дисциплин. «Антропостремительные» (по аналогии с «центростремительными») тенденции в лингвистических изысканиях во многом предопределили изменения в научной парадигме филологии (Н. Д. Арутюнова, В. Н. Телия и др.). XX век ознаменовался особым интересом к человеку, к его внутреннему миру, к его сознанию и подсознанию. Это столетие отмечено сугубо научными исследованиями физиологии и функций мозга, психики и психологии человека, развитием философской мысли через «тернии» экзистенциализма и увлечение восточной философией, искусством и философией постмодернизма, искусством «потока сознания» (с очень сложными переплетениями в виде философских литературных трудов) и, в том числе, увлечением идеями фрейдизма, что называется, «в быту». Возможно, мы имеем дело с неким новым «Возрождением» с его интересом к человеку и с его мировоззрением, в центре которого стоит человек. Однако на новом витке особо притягательной силой обладает не просто homo sapiens как некий индивид, но homo sapiens-личность, носитель сознания, обладающий сложным внутренним миром. Этим в определенной степени объясняется появление «стыковых» и междисциплинарных научных исследований, развитие таких дисциплин, как психолингвистика, когнитивная лингвистика и когнитивная психология, этнопсихолингвистика, все большее распространение получает изучение концептосфе-ры, языковой картины мира, языкового сознания.
- Красных в в
- Предисловие
- Так что же такое психолингвистика?
- Когда, как и почему возникла пл?
- Периодизация истории пл
- Чем же занимается пл? какие проблемы призвана решить?
- Основные постулаты пл
- Место пл в ряду других дисциплин
- 4 Тезис не бесспорный, так как излишне категоричный, и требует целого ряда уточнений.
- Слово в сознании человека
- 2 Постарайтесь найти и привести свои примеры такого рода.
- Психолингвистический аспект словообразования и грамматики
- Пуськи бятые
- Невербальные компоненты коммуникации
- 3 Постарайтесь привести свои аналогичные примеры из литературы, кинематографа.
- Что есть действительность?
- Что есть отражение?
- Как соотносятся сознание и действительность
- Что есть языковое сознание? картина мира vs языковая картина мира.
- 4 Ср. Слова из известного романса а. К. Толстого: «Колокольчики мои, цветики степные, что глядите на меня, темно-голубые...»
- Что такое мышление и интеллект?
- 6 Цит. По: Koул m Культурно-историческая психология Наука будущего. М., 1997. С. 72.
- 7 Примем их пока как данность Леонтьев а а Язык, речь, речевая деятельность м , 1969
- Язык — мышление: экспериментальные данные
- Деятельность и речевая деятельность
- 1 Схожие идеи можно найти у таких ученых, как л Ельмслев, а и Счирницкий г в Колшанский, которые также противопостав-
- Принципы функционирования речевых механизмов
- 1 Летал орел, летал он среди горных туч и скал или Лежал осел, лежал он среди сорных куч и спал.
- Модели восприятия речи
- Виды знаний Когнитивные структуры
- 2) Следующая классификация также является классификацией общего типа. В ее рамках разграничиваются знание социальное и знание индивидуальное. К социальному
- 4) При овладении языком разграничивают знания языковые и метаязыка вые. К последним относятся знания:
- X. Патнем (н. Putnam) также увязывает освоение языка с интеллектом, однако она допускает врожденный характер интеллекта и постулирует наличие у ребенка базовых многоцелевых стратегий научения.
- 9) И наконец, выводное знание. Оно стоит несколько особняком и связано с феноменами, о которых мы будем говорить несколько позднее, при обсуждении факторов,
- Форма хранения знаний и представлений
- 1 Под кодированием мы, вслед за психологами, понимаем «перевод информации, воспринятой органами чувств, на язык, понятный мозгу», по формулировке р. С. Немова.
- 2 Имеется в виду общение представителей разных национально-лингво-культурных сообществ.
- 1 При этом предмет действия есть не что иное, как его осознаваемая цель (а. Н. Леонтьев).
- Феномен языковой личности
- Знания и представления
- 2 Отметим, однако, что в лингвистической литературе есть работы, в которых рассматриваются различия между коллективным и индивидуальным знанием (напр., а. А. Заленская).
- 3 Внешняя субъективность характерна для коллективных представлений, внутренняя — в первую очередь для индивидуальных.
- * Индивидуальное когнитивное пространство (икп) —
- Коммуникация: природа, цель, условия, типы
- Коммуникация: природа, цель, условия, типы (продолжение) Понятие пресуппозиции
- Пресуппозиция
- Дискурс
- Дифференциальные признаки текста и текстообразующие категории
- 2 Вслед за а. А. Леонтьевым, будем считать процесс порождения речи поэтапно формируемым речевым действием, которое является составной частью целостного акта деятельности.
- 3 Данные типы текстов — через классификацию неизвестного — я подробно анализирую в кандидатской диссертации. Если кого-то заинтересовала данная тема, отсылаю к этой своей работе.
- Текст с точки зрения пл
- Модель восприятия текста
- Модель коммуникативного акта
- 5 Сокращения, принятые в схеме ее — смысловая структура, л с — логическое строение, к ц — коммуникативная целенаправленность, я с — языковые средства
- Использованной литературы
- XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации «Языковое сознание и образ мира» Москва, 2—4 июня 1997 г м , 1997
- 143200 Г Можайск ул Мира 93