logo
Психолингвистика / Красных

6 Цит. По: Koул m Культурно-историческая психология Наука будущего. М., 1997. С. 72.

умственная способность. Учитывая непосредственную связь между сознанием (языковым сознанием), интеллектом и мышлением, с одной стороны, и языком — с другой, можно, очевидно, провести определенную параллель между указанными феноменами и тремя ипостасями языка, выделяемыми А. А. Леонтьевым7, тем более, что сегодня ни у кого не вызывает сомнения наличие связи между сознанием, мышлением, интеллектом и языком:

сознание (как феномен) мышление (как процесс) интеллект (как способность)

язык как предмет; язык как процесс; язык как способность.

Итак, в заключение повторим.

Сознание есть продукт развития материи, специфически человеческая, высшая форма отражения действительности и высший тип психики, которые возникли в ходе исторического развития, в результате перехода к специфически человеческому образу жизни — к жизни в обществе.

Действительность — это все сущее, материальное и идеальное, реально существующее и воображаемое, принадлежащее сознанию и лежащее вне его.

Сознание входит в действительность, но не связано с ней отношениями части и целого.

Языковое сознание — это один из аспектов сознания человека, та «ипостась» сознания, которая связана с речевой деятельностью личности.

Картина мира, сущностно понятая, означает не картину, изображающую мир, а мир, понятый как картина; отображение в психике человека предметной окружающей действительности, опосредованное предметными значениями и соответствующими когнитивными схемами и поддающееся сознательной рефлексии. По сути картина мира есть