logo
Психолингвистика / Красных

Когда, как и почему возникла пл?

ПЛ возникла не в вакууме, не на пустом месте. Предпосылки ПЛ можно найти в истории науки. Многие исследователи находят истоки ПЛ в трудах лингвистов, психологов, физиологов: Вильгельма фон Гумбольдта, В. Вундта, А. А. Потебни, И. А. Бодуэна де Куртене, А. А. Шахматова, Л. С. Выготского, И. М. Сеченова, С. И. Бернштейна, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Н. И. Жинкина и др.

Предпосылки ПЛ в лингвистических исследованиях.

Следует отметить, что о «психологическом в языке», о бессознательном в языке, о соотношении сознания и бессознательности в связи с языком и речевой деятельностью писали И. А. Бодуэн де Куртенэ, Н. В. Крушевский, Ф. Ф. Фортунатов, Ф. де Соссюр, А. А. Потебня, Ф. Боас, Э. Сепир, Р. Якобсон и др.

В. фон Гумбольдт предложил идею речевой деятельности и понимание языка как связующего звена между социумом и человеком. Гумбольдт рассматривал язык в его диалектике: как процесс, как готовую данность, как часть психической деятельности человека, как общественное явление.

Г. Штейнталь, ученик Гумбольдта, понимал язык только как процесс: язык не покоящаяся сущность, а протекаю-

щая деятельность; язык не есть нечто существующее, как порох, но процесс, как взрыв. Язык есть индивидуально-психическое образование. Необходимо различать в акте говорения 3 момента: органическую механику (орган), психическую механику (органист) и подлежащее выражению понятийное и мировоззренческое содержание (композитор). Понятийное содержание — это содержание индивидуального сознания, выявляемое путем интроспекции.

А. А. Потебня по взглядам ближе к Гумбольдту (последователем которого он и является). Как и у Штейнталя, речевой акт у Потебни — явление сугубо психическое, но язык, слово вносит в этот акт культурное, социальное начало.

Младограмматики (Г. Пауль, К. Бругман) рассматривали язык не как процесс или совокупность процессов, но как систему психических образов или ассоциаций. Основная идея: психическое совершается в единичной душе, язык — явление психическое, следовательно, любое языковое творчество всегда индивидуально. Психическая сторона речевой деятельности может быть познана только путем самонаблюдения.

Р. О. Якобсон отмечал, что изучение языковых нарушений и речевых расстройств «может внести заметный вклад в науку о языке».

Н, Г. Комлев писал: «...герметическое отграничение психологии от языкознания не на пользу обеим дисциплинам. Такой подход в методическом отношении обедняет лингво-психологию и подрывает ее основы, а языкознание лишает перспективы и гуманитарной базы».

Предпосылки ПЛ в психологических исследованиях.

Гештальт-психология (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка, с оговорками К. Бюлер и К. Левин) разграничивает мир переживаний и физический мир. Мир переживаний предстает как физиологическая реальность (моз-

говые процессы) и психическая реальность сознания. Сознание есть динамическое поле, единицей которого является гештальт — целостная образная структура, не сводимая к сумме составляющих ее ощущений. О. Нимайер в середине 1930-х экспериментально показал, что при восприятии предложения его грамматическая структура с самого начала воссоздается как единое целое, как гештальт.

Бихевиористская психология (Дж. Уотсон, Э. Торндайк) признает только объективные методы исследования психики, включает психику в общий контекст жизнедеятельности человека и считает ее обусловленной внешними воздействиями и физиологическими особенностями организма. И это — большой плюс. Однако при таком подходе то, что не вписывается в существующую парадигму и не поддается непосредственному наблюдению и измерению, вообще не существует. Следовательно, для бихевиористов психика есть продукт внешних воздействий. Эти воздействия — стимулы, извне воздействующие на организм, а содержание психики есть совокупность реакций организма на эти стимулы и связей стимулов с реакциями.