Когда, как и почему возникла пл?
ПЛ возникла не в вакууме, не на пустом месте. Предпосылки ПЛ можно найти в истории науки. Многие исследователи находят истоки ПЛ в трудах лингвистов, психологов, физиологов: Вильгельма фон Гумбольдта, В. Вундта, А. А. Потебни, И. А. Бодуэна де Куртене, А. А. Шахматова, Л. С. Выготского, И. М. Сеченова, С. И. Бернштейна, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Н. И. Жинкина и др.
Предпосылки ПЛ в лингвистических исследованиях.
Следует отметить, что о «психологическом в языке», о бессознательном в языке, о соотношении сознания и бессознательности в связи с языком и речевой деятельностью писали И. А. Бодуэн де Куртенэ, Н. В. Крушевский, Ф. Ф. Фортунатов, Ф. де Соссюр, А. А. Потебня, Ф. Боас, Э. Сепир, Р. Якобсон и др.
В. фон Гумбольдт предложил идею речевой деятельности и понимание языка как связующего звена между социумом и человеком. Гумбольдт рассматривал язык в его диалектике: как процесс, как готовую данность, как часть психической деятельности человека, как общественное явление.
Г. Штейнталь, ученик Гумбольдта, понимал язык только как процесс: язык не покоящаяся сущность, а протекаю-
щая деятельность; язык не есть нечто существующее, как порох, но процесс, как взрыв. Язык есть индивидуально-психическое образование. Необходимо различать в акте говорения 3 момента: органическую механику (орган), психическую механику (органист) и подлежащее выражению понятийное и мировоззренческое содержание (композитор). Понятийное содержание — это содержание индивидуального сознания, выявляемое путем интроспекции.
А. А. Потебня по взглядам ближе к Гумбольдту (последователем которого он и является). Как и у Штейнталя, речевой акт у Потебни — явление сугубо психическое, но язык, слово вносит в этот акт культурное, социальное начало.
Младограмматики (Г. Пауль, К. Бругман) рассматривали язык не как процесс или совокупность процессов, но как систему психических образов или ассоциаций. Основная идея: психическое совершается в единичной душе, язык — явление психическое, следовательно, любое языковое творчество всегда индивидуально. Психическая сторона речевой деятельности может быть познана только путем самонаблюдения.
Р. О. Якобсон отмечал, что изучение языковых нарушений и речевых расстройств «может внести заметный вклад в науку о языке».
Н, Г. Комлев писал: «...герметическое отграничение психологии от языкознания не на пользу обеим дисциплинам. Такой подход в методическом отношении обедняет лингво-психологию и подрывает ее основы, а языкознание лишает перспективы и гуманитарной базы».
Предпосылки ПЛ в психологических исследованиях.
Гештальт-психология (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка, с оговорками К. Бюлер и К. Левин) разграничивает мир переживаний и физический мир. Мир переживаний предстает как физиологическая реальность (моз-
говые процессы) и психическая реальность сознания. Сознание есть динамическое поле, единицей которого является гештальт — целостная образная структура, не сводимая к сумме составляющих ее ощущений. О. Нимайер в середине 1930-х экспериментально показал, что при восприятии предложения его грамматическая структура с самого начала воссоздается как единое целое, как гештальт.
Бихевиористская психология (Дж. Уотсон, Э. Торндайк) признает только объективные методы исследования психики, включает психику в общий контекст жизнедеятельности человека и считает ее обусловленной внешними воздействиями и физиологическими особенностями организма. И это — большой плюс. Однако при таком подходе то, что не вписывается в существующую парадигму и не поддается непосредственному наблюдению и измерению, вообще не существует. Следовательно, для бихевиористов психика есть продукт внешних воздействий. Эти воздействия — стимулы, извне воздействующие на организм, а содержание психики есть совокупность реакций организма на эти стимулы и связей стимулов с реакциями.
- Красных в в
- Предисловие
- Так что же такое психолингвистика?
- Когда, как и почему возникла пл?
- Периодизация истории пл
- Чем же занимается пл? какие проблемы призвана решить?
- Основные постулаты пл
- Место пл в ряду других дисциплин
- 4 Тезис не бесспорный, так как излишне категоричный, и требует целого ряда уточнений.
- Слово в сознании человека
- 2 Постарайтесь найти и привести свои примеры такого рода.
- Психолингвистический аспект словообразования и грамматики
- Пуськи бятые
- Невербальные компоненты коммуникации
- 3 Постарайтесь привести свои аналогичные примеры из литературы, кинематографа.
- Что есть действительность?
- Что есть отражение?
- Как соотносятся сознание и действительность
- Что есть языковое сознание? картина мира vs языковая картина мира.
- 4 Ср. Слова из известного романса а. К. Толстого: «Колокольчики мои, цветики степные, что глядите на меня, темно-голубые...»
- Что такое мышление и интеллект?
- 6 Цит. По: Koул m Культурно-историческая психология Наука будущего. М., 1997. С. 72.
- 7 Примем их пока как данность Леонтьев а а Язык, речь, речевая деятельность м , 1969
- Язык — мышление: экспериментальные данные
- Деятельность и речевая деятельность
- 1 Схожие идеи можно найти у таких ученых, как л Ельмслев, а и Счирницкий г в Колшанский, которые также противопостав-
- Принципы функционирования речевых механизмов
- 1 Летал орел, летал он среди горных туч и скал или Лежал осел, лежал он среди сорных куч и спал.
- Модели восприятия речи
- Виды знаний Когнитивные структуры
- 2) Следующая классификация также является классификацией общего типа. В ее рамках разграничиваются знание социальное и знание индивидуальное. К социальному
- 4) При овладении языком разграничивают знания языковые и метаязыка вые. К последним относятся знания:
- X. Патнем (н. Putnam) также увязывает освоение языка с интеллектом, однако она допускает врожденный характер интеллекта и постулирует наличие у ребенка базовых многоцелевых стратегий научения.
- 9) И наконец, выводное знание. Оно стоит несколько особняком и связано с феноменами, о которых мы будем говорить несколько позднее, при обсуждении факторов,
- Форма хранения знаний и представлений
- 1 Под кодированием мы, вслед за психологами, понимаем «перевод информации, воспринятой органами чувств, на язык, понятный мозгу», по формулировке р. С. Немова.
- 2 Имеется в виду общение представителей разных национально-лингво-культурных сообществ.
- 1 При этом предмет действия есть не что иное, как его осознаваемая цель (а. Н. Леонтьев).
- Феномен языковой личности
- Знания и представления
- 2 Отметим, однако, что в лингвистической литературе есть работы, в которых рассматриваются различия между коллективным и индивидуальным знанием (напр., а. А. Заленская).
- 3 Внешняя субъективность характерна для коллективных представлений, внутренняя — в первую очередь для индивидуальных.
- * Индивидуальное когнитивное пространство (икп) —
- Коммуникация: природа, цель, условия, типы
- Коммуникация: природа, цель, условия, типы (продолжение) Понятие пресуппозиции
- Пресуппозиция
- Дискурс
- Дифференциальные признаки текста и текстообразующие категории
- 2 Вслед за а. А. Леонтьевым, будем считать процесс порождения речи поэтапно формируемым речевым действием, которое является составной частью целостного акта деятельности.
- 3 Данные типы текстов — через классификацию неизвестного — я подробно анализирую в кандидатской диссертации. Если кого-то заинтересовала данная тема, отсылаю к этой своей работе.
- Текст с точки зрения пл
- Модель восприятия текста
- Модель коммуникативного акта
- 5 Сокращения, принятые в схеме ее — смысловая структура, л с — логическое строение, к ц — коммуникативная целенаправленность, я с — языковые средства
- Использованной литературы
- XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации «Языковое сознание и образ мира» Москва, 2—4 июня 1997 г м , 1997
- 143200 Г Можайск ул Мира 93