Невербальные компоненты коммуникации
Ни у кого не вызывает, очевидно, сомнений сама возможность читать эмоции у людей и у животных (ужас на лице человека и на мордочке кошки, одинаково понятный наблюдателю). В. Г. Колшанский, написавший книгу «Паралингвистика», доказал и проиллюстрировал тезис о том, что невербальные компоненты коммуникации (мимика, жесты, фонация междометий) играют огромную роль в процессе общения. Они помогают установить место свое и собеседника на шкале «свой — чужой» (как это работает на национальном уровне, мы рассмотрим в курсе этнопсихолингвистики). Но они помогают и установить первичный контакт. Например, как Вы думаете, как общался с папуасами Н. Н. Миклухо-Маклай до того, как выучил их язык? Сам ученый описал это в своей книге. Если коротко, то это происходило так:
Туй (молодой папуас) встревоженно быстро говорил что-то, Миклухо-Маклай его, конечно, не понимал. Тогда Туй изобразил с помощью пантомимы, что, как только корабль, на котором прибыл ученый, скроется из виду, люди из соседней деревни придут и убьют Миклухо-Маклая. Значит, ученому нужно спрятаться, и Туй ему в этом поможет.
В наши дни есть один западный исследователь, который принципиально не учит иностранных языков, но по-
стоянно путешествует по разным странам. Причем не по туристическим местам, а по самым что ни на есть глубинкам, где и иностранцев-то никогда не видели. Цель его вояжей — выяснить, могут ли люди общаться, не имея общего языка, и насколько радикально различаются выражения чувств у представителей разных культур. Слава Богу, пока с этим отчаянным человеком все в порядке. Более того, он написал интереснейшую работу по Китаю.
К. Ф. Седов и Н. И. Горелов приводят пример из «Героя нашего времени». Помните встречу Печорина и Максима Максимовича? Перечитайте это место, проанализируйте текст романа. Что Вы обнаружите? (Речь Печорина сдержанна, но вежлива. Так на что же обиделся Максим Максимович?) Или вспомните сцену встречи герцогини Марльборо (А. Демидова) и лорда Болленброка (К. Лавров) из последнего фильма «Стакан воды» (взгляд герцогини говорит значительно больше, чем улыбка и слова, предписанные протоколом) I
Невербальные компоненты коммуникации в конце концов могут переходить (через крайнюю стереотипизацию поведения) в ритуал, нарушение которого может вызвать у собеседника явное недоумение или шок. В качестве примера приведу небольшой фрагмент из «Сказки о тройке» Стругацких:
Мы встали и поклонились. Комендант, не спуская с пас напряженного взора, вылез из-за своего столика, сделал несколько крадущихся шагов и, остановившись перед Эдикол1, протянул руку. Вежливый Эдик, слабо улыбнувшись, пожал эту руку и представился, после чего отступил на шаг и поклонился снова. Комендант, казалось, был потрясен. Несколько мгновений он стоял в прежней позе, а затем поднес свою
- Красных в в
- Предисловие
- Так что же такое психолингвистика?
- Когда, как и почему возникла пл?
- Периодизация истории пл
- Чем же занимается пл? какие проблемы призвана решить?
- Основные постулаты пл
- Место пл в ряду других дисциплин
- 4 Тезис не бесспорный, так как излишне категоричный, и требует целого ряда уточнений.
- Слово в сознании человека
- 2 Постарайтесь найти и привести свои примеры такого рода.
- Психолингвистический аспект словообразования и грамматики
- Пуськи бятые
- Невербальные компоненты коммуникации
- 3 Постарайтесь привести свои аналогичные примеры из литературы, кинематографа.
- Что есть действительность?
- Что есть отражение?
- Как соотносятся сознание и действительность
- Что есть языковое сознание? картина мира vs языковая картина мира.
- 4 Ср. Слова из известного романса а. К. Толстого: «Колокольчики мои, цветики степные, что глядите на меня, темно-голубые...»
- Что такое мышление и интеллект?
- 6 Цит. По: Koул m Культурно-историческая психология Наука будущего. М., 1997. С. 72.
- 7 Примем их пока как данность Леонтьев а а Язык, речь, речевая деятельность м , 1969
- Язык — мышление: экспериментальные данные
- Деятельность и речевая деятельность
- 1 Схожие идеи можно найти у таких ученых, как л Ельмслев, а и Счирницкий г в Колшанский, которые также противопостав-
- Принципы функционирования речевых механизмов
- 1 Летал орел, летал он среди горных туч и скал или Лежал осел, лежал он среди сорных куч и спал.
- Модели восприятия речи
- Виды знаний Когнитивные структуры
- 2) Следующая классификация также является классификацией общего типа. В ее рамках разграничиваются знание социальное и знание индивидуальное. К социальному
- 4) При овладении языком разграничивают знания языковые и метаязыка вые. К последним относятся знания:
- X. Патнем (н. Putnam) также увязывает освоение языка с интеллектом, однако она допускает врожденный характер интеллекта и постулирует наличие у ребенка базовых многоцелевых стратегий научения.
- 9) И наконец, выводное знание. Оно стоит несколько особняком и связано с феноменами, о которых мы будем говорить несколько позднее, при обсуждении факторов,
- Форма хранения знаний и представлений
- 1 Под кодированием мы, вслед за психологами, понимаем «перевод информации, воспринятой органами чувств, на язык, понятный мозгу», по формулировке р. С. Немова.
- 2 Имеется в виду общение представителей разных национально-лингво-культурных сообществ.
- 1 При этом предмет действия есть не что иное, как его осознаваемая цель (а. Н. Леонтьев).
- Феномен языковой личности
- Знания и представления
- 2 Отметим, однако, что в лингвистической литературе есть работы, в которых рассматриваются различия между коллективным и индивидуальным знанием (напр., а. А. Заленская).
- 3 Внешняя субъективность характерна для коллективных представлений, внутренняя — в первую очередь для индивидуальных.
- * Индивидуальное когнитивное пространство (икп) —
- Коммуникация: природа, цель, условия, типы
- Коммуникация: природа, цель, условия, типы (продолжение) Понятие пресуппозиции
- Пресуппозиция
- Дискурс
- Дифференциальные признаки текста и текстообразующие категории
- 2 Вслед за а. А. Леонтьевым, будем считать процесс порождения речи поэтапно формируемым речевым действием, которое является составной частью целостного акта деятельности.
- 3 Данные типы текстов — через классификацию неизвестного — я подробно анализирую в кандидатской диссертации. Если кого-то заинтересовала данная тема, отсылаю к этой своей работе.
- Текст с точки зрения пл
- Модель восприятия текста
- Модель коммуникативного акта
- 5 Сокращения, принятые в схеме ее — смысловая структура, л с — логическое строение, к ц — коммуникативная целенаправленность, я с — языковые средства
- Использованной литературы
- XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации «Языковое сознание и образ мира» Москва, 2—4 июня 1997 г м , 1997
- 143200 Г Можайск ул Мира 93