Чем же занимается пл? какие проблемы призвана решить?
Начнем опять же с диахронического представления объектов и предметов ПЛ. Упомянутая нами книга 1954 года содержала обсуждение следующих вопросов: «кодирование» и «декодирование» информации, «пропускная способность канала связи», «приложение мер энтропии» к исследованию того, как происходит «передача информации» с помощью речевого общения. Иначе говоря, в середине 50-х в центре внимания психолингвистов были идеи общей теории связи, которая трактовалась как одна из платформ для разработки ПЛ (А. А. Залевская).
Позднее исследователи начали предпринимать попытки понять коммуникацию и процессы, имеющие место при общении, через компьютерное моделирование интеллектуальных процессов, при помощи исследований искусственного интеллекта, когда проводилась аналогия между работой мозга (трактуемого как «процессор») и компьютером (напр., A. Garnham).
В 1990-е годы активизируется обращение к исследованиям в области нейрологии и к моделям когнитивных (по-
знавательных) процессов на основе аналогии с устройством и принципом работы мозга.
Для развития ПЛ, становления ее как самостоятельной научной дисциплины и динамики ее проблематики принципиальное значение имели «две когнитивные революции» (по Р. Харре).
-
Вспомним, что для бихевиоризма (ведущего направления первой половины XX в.) было свойственно изучение «объективного», т. е. наблюдаемого извне поведения (основной объект исследования — цепочка S —> R). Так вот, переход от изучения «объективного» поведения к изучению когнитивных феноменов, «субъективных» ментальных процессов — явился первой когнитивной революцией. Этот переход связан с именем Н. Хомского. (Кстати, вспомним, что в СССР всячески приветствовали прогрессивного американского ученого Наума Хомского — он был и остается ярым сторонником коммунистических идей, и в пух и прахгромили реакционного лингвиста Noam Chomsky — за сугубо идеалистические взгляды на язык.) Именно Хомский впервые выступил с серьезной и аргументированной критикой основных постулатов и принципов бихевиоризма и обосновал необходимость исследовать ментальное, а не поведенческое.
-
Для традиционной лингвистики был свойствен интерес к фонетической и грамматической системе, к слову, предложению. Однако в последней трети XX века происходит перенос внимания на текст и далее — на дискурс (об определении этих понятий мы будем подробно говорить позднее; Харре, чьи идеи мы излагаем, под дискурсом понимает совместную речевую деятельность). Это и стало второй когнитивной революцией, в результате которой произошло оформление дискурсивной психологии (как отдельного направления в ПЛ) и дискурсивного подхода в исследованиях.
Какие вопросы решает ПЛ сегодня и какие проблемы представляются наиболее актуальными в наши дни? Предмет ПЛ чрезвычайно широк, в центре внимания ПЛ сегодня находится следующее:
-
механизмы понимания, запоминания и продуцирования речи;
-
процессы порождения и понимания речи;
-
функционирование языка при порождении и восприятии речи;
-
механизмы пользования языком;
-
ментальный словарь;
-
овладение языком:
-
онтогенез детской речи, врожденные языковые механизмы, языковое окружение ребенка;
-
изучение второго / иностранного языка;
-
феномен билингвизма;
-
речевой механизм человека и особенности его становления и функционирования;
-
языковые / речевые нарушения;
-
интеллектуальные процессы при коммуникации.
В зарубежной ПЛ к числу популярных в наши дни относятся следующие проблемы (это краткий перечень тем, рассматриваемых в коллективной монографии «Handbook of Psycholinguistics», M. A. Gernsbacher (Ed.); San Diego etc., 1994):
-
широкий спектр вопросов, связанных с различиями в понимании речи со слуха и при чтении;
-
роль контекста при переработке неоднозначных слов;
-
понимание фигурального языка (метафор, идиом и т. д.);
-
уровни репрезентации в памяти текстов и построение ментальных моделей содержания текста;
-
особенности детской речи (овладение языком, понимание текста, овладение чтением и т. д.);
-
мозговые механизмы и нейропсихологические проблемы языка.
Для российской ПЛ особый интерес сегодня представляет следующее:
-
невербальные компоненты коммуникации;
-
соотношение феноменов «язык — человек — общество»;
-
феномен языковой личности;
-
образ / картина мира;
-
этнокультурная специфика коммуникации;
-
межкультурное общение, аспекты взаимодействия языков и культур, языковых картин мира.
- Красных в в
- Предисловие
- Так что же такое психолингвистика?
- Когда, как и почему возникла пл?
- Периодизация истории пл
- Чем же занимается пл? какие проблемы призвана решить?
- Основные постулаты пл
- Место пл в ряду других дисциплин
- 4 Тезис не бесспорный, так как излишне категоричный, и требует целого ряда уточнений.
- Слово в сознании человека
- 2 Постарайтесь найти и привести свои примеры такого рода.
- Психолингвистический аспект словообразования и грамматики
- Пуськи бятые
- Невербальные компоненты коммуникации
- 3 Постарайтесь привести свои аналогичные примеры из литературы, кинематографа.
- Что есть действительность?
- Что есть отражение?
- Как соотносятся сознание и действительность
- Что есть языковое сознание? картина мира vs языковая картина мира.
- 4 Ср. Слова из известного романса а. К. Толстого: «Колокольчики мои, цветики степные, что глядите на меня, темно-голубые...»
- Что такое мышление и интеллект?
- 6 Цит. По: Koул m Культурно-историческая психология Наука будущего. М., 1997. С. 72.
- 7 Примем их пока как данность Леонтьев а а Язык, речь, речевая деятельность м , 1969
- Язык — мышление: экспериментальные данные
- Деятельность и речевая деятельность
- 1 Схожие идеи можно найти у таких ученых, как л Ельмслев, а и Счирницкий г в Колшанский, которые также противопостав-
- Принципы функционирования речевых механизмов
- 1 Летал орел, летал он среди горных туч и скал или Лежал осел, лежал он среди сорных куч и спал.
- Модели восприятия речи
- Виды знаний Когнитивные структуры
- 2) Следующая классификация также является классификацией общего типа. В ее рамках разграничиваются знание социальное и знание индивидуальное. К социальному
- 4) При овладении языком разграничивают знания языковые и метаязыка вые. К последним относятся знания:
- X. Патнем (н. Putnam) также увязывает освоение языка с интеллектом, однако она допускает врожденный характер интеллекта и постулирует наличие у ребенка базовых многоцелевых стратегий научения.
- 9) И наконец, выводное знание. Оно стоит несколько особняком и связано с феноменами, о которых мы будем говорить несколько позднее, при обсуждении факторов,
- Форма хранения знаний и представлений
- 1 Под кодированием мы, вслед за психологами, понимаем «перевод информации, воспринятой органами чувств, на язык, понятный мозгу», по формулировке р. С. Немова.
- 2 Имеется в виду общение представителей разных национально-лингво-культурных сообществ.
- 1 При этом предмет действия есть не что иное, как его осознаваемая цель (а. Н. Леонтьев).
- Феномен языковой личности
- Знания и представления
- 2 Отметим, однако, что в лингвистической литературе есть работы, в которых рассматриваются различия между коллективным и индивидуальным знанием (напр., а. А. Заленская).
- 3 Внешняя субъективность характерна для коллективных представлений, внутренняя — в первую очередь для индивидуальных.
- * Индивидуальное когнитивное пространство (икп) —
- Коммуникация: природа, цель, условия, типы
- Коммуникация: природа, цель, условия, типы (продолжение) Понятие пресуппозиции
- Пресуппозиция
- Дискурс
- Дифференциальные признаки текста и текстообразующие категории
- 2 Вслед за а. А. Леонтьевым, будем считать процесс порождения речи поэтапно формируемым речевым действием, которое является составной частью целостного акта деятельности.
- 3 Данные типы текстов — через классификацию неизвестного — я подробно анализирую в кандидатской диссертации. Если кого-то заинтересовала данная тема, отсылаю к этой своей работе.
- Текст с точки зрения пл
- Модель восприятия текста
- Модель коммуникативного акта
- 5 Сокращения, принятые в схеме ее — смысловая структура, л с — логическое строение, к ц — коммуникативная целенаправленность, я с — языковые средства
- Использованной литературы
- XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации «Языковое сознание и образ мира» Москва, 2—4 июня 1997 г м , 1997
- 143200 Г Можайск ул Мира 93