logo
Психолингвистика / Красных

Модели восприятия речи

Как пишет А. А. Леонтьев, все существующие теории восприятия речи могут быть классифицированы по двум основным параметрам: I)моторный или сенсорный принцип восприятия; 2) его активный или пассивный характер.

Моторный принцип предполагает, что в процессе слушания реципиент определяет значения управляющих моторных сигналов, которые необходимы для производства сообщения, подобного услышанному.

Основным механизмом при сенсорном подходе является сопоставление сигнала с эталоном по акустическим признакам, моторное описание при этом рассматривается как побочное явление.

Пассивные теории восприятия — это теории пошагового принятия решений, близкие к модели с конечным числом состояний; например, «грамматика слушающего» Ч. Хокетта (Ch. Hocket). Пассивным теориям противостоит модель «анализа через синтез», предложенная М. Халле и К. Стивенсом (М. Halle, К. Stevens) и поддержанная Н. Хомским и Дж. Миллером. Суть этой теории сводится к следующему: чтобы воспринять высказывание, необходимо построить синтаксическую модель, которая полностью или частично совпадала бы с той моделью, которую мы использовали бы при порождении этого высказывания. И поскольку, с такой точки зрения, механизм понимания в своей основе ничем не отличается от механизма порождения (Э. Леннеберг — Е. Lenneberg), то целый ряд моделей, представленных в первой части лекции как модели порождения, по сути являются и моделями восприятия. И последнее маленькое замечание: теория анализа через синтез не считает необходимо обязательным полное тождество семантических и грамматических операций при порождении и восприятии речи. При восприятии важную роль играют эвристические приемы.

В когнитивной модели восприятия У Кинча (W. Kmtsch) концепция понимания речи основывается на идее пропозиций При этом пропозиция состоит из предиката (может быть представлен глаголом, прилагательным, наречием или некоторыми другими частями речи) и одного или нескольких аргументов (обычно представлены существительными) Именно предикату принадлежит ведущая роль Следовательно, высказывание — это система пропозиций, которые организуются в семантическую сеть «правилами согласования». В структуру модели У. Кинча входит «целевая схема», которая определяет, что более и что менее существенно для читателя в процессе понимания текста, восстанавливает пропущенные умозаключения, определяет содержательную «макроструктуру» высказывания на глубинном уровне Эта структура является типичной структурой «семантических падежей» (Ч. Филмор), т. е. описывает взаимодействие актантов в рамках ситуации У. Кинч полагает, что оперирование компонентами высказывания при его понимании и интерпретации происходит на основе некоторого абстрактного представления о содержательной структуре ситуации И система пропозиций как бы накладывается на это представление.

Более подробно о восприятии мы поговорим в лекции, посвященной порождению и восприятию текста.

Итак, в современной ПЛ разработаны различные моде-ли порождения и восприятия речи, стохастические модели порождения, модели непосредственно составляющих, модели на основе трансформационной грамматики, когнитивные модели порождения (Шлезингера, Осгуда) и восприятия (Кинча), моторная vs сенсорная и активные vs пассивные теории восприятия, теория порождения и восприятия московской ПЛ школы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная Леонтьев А А Основы психолингвистики М , 1999

Дополнительная

Исследование речи Новосибирск, 1968

Леонтьев А А Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания М,1969

Модели восприятия речи Л , 1966

Cotco P Л Когнитивная психология М , 1996

Чистович Л А Психоакустика и вопросы теории восприятия речи//Распознавание слуховых образов Новосибирск, 1970

Osgood Ch E On Understanding and Creating Sentence // American Psychologist V 18 № 12 1963

Osgood Ch E Lectures on Language Performance NY, 1980

G A Miller, N Chomsky Fmitary Models of Language User // Handbook of Mathematical Psychology V 2 NY, 1963

G A Miller, J A Selfndge Verbal Context and the Recall of Meaningful Material//American Journal of Psychology V 63, 1951

Kan J, Fodor J A The Structure of Semantic Theory // Language V 39 №2 1963

Chomsky N, Halle M The Sound Pattern of English NY, 1968

Kmtsch W The Representation of Meaning in Memory Hillsdale, 1974

Kmtsch W, Dijk Т A van Towards a Model of Text Comprehension and Production // Psychological Review V 85 1978

ЛЕКЦИЯ 7