logo
Психолингвистика / Красных

Как соотносятся сознание и действительность

Следующий вопрос — это вопрос о соотношении сознания и действительности, о «вхождении» сознания в действительность. Это вопрос философский и, как многие философские вопросы, является по сути вопросом «верований». Если попытаться кратко ответить на данный вопрос, то ответ может прозвучать слишком категорично (чего мне бы не хотелось). Но тем не менее мой ответ положительный: сознание входит в действительность. Однако отношения между указанными феноменами не есть отношения части и целого. Если само сознание — отражение действительности, то «содержание» сознания — идеальная сторона действительности. Проведу следующую аналогию: представьте себе аквариум, в котором плавают рыбки. Рыбки могут жить без воды? Нет. Рыбки и вода — одно и то же? Нет. Так вот, аквариум — это сознание, вода — идеальная сторона действительности, а рыбки — это ментефакты. Другими словами, ментефакты суть элементы «содержания» сознания, и между идеальной стороной действительности и сознанием не следует ставить знак равенства (как невозможно поставить знак равенства между рыбой и водой, хотя рыба живет только в воде). Вся информация, воспринимаемая человеком, поступает по пяти материальным каналам (я говорю только о том, что уже известно и опять-таки не вызывает возражений), но из этого не следует, как мне думается, вывод о материальности самого сознания. В связи с этим вспоминается картина Рене Магритта «Удел человеческий»: картина, изображенная на холсте, настолько точно воспроизводит фрагмент окружающего мира, что первоначально воспринимается именно как данный фрагмент. Сама картина («холст») материальна, окружающий мир (включая и изображенный фрагмент) материален, но мир художника (тот мир, который он видит «внутри» себя) нематериален, и тот фрагмент, который художник написал на картине, будучи изначально матери-

альным и материальным на холсте, вместе с тем нематериален. Итак, сознание, нематериальное по своей природе, является фрагментом действительности, поскольку действительность в том понимании, которое было представлено, включает в себя и нематериальные феномены.

Важно отметить, что сознание человека существует в виде ментальных образов, доступных наблюдению, по идее Е. Ф. Тарасова, в интроспекции только для субъекта сознания, и в «овнешнениях» этих ментальных образов, т. е. в виде деятельности, в которой субъект сознания воплощает эти образы, и в виде предметного воплощения этих образов, т. е. в продуктах, результатах этой деятельности.

Человек есть существо общественное, «социальное по своей природе, человеческое в человеке порождается его жизнью в условиях общества, в условиях созданной человечеством культуры» (А. Н. Леонтьев). Следовательно, сознание человека «есть отражение действительности, как бы преломленное через призму общественно выработанных языковых3 значений, понятий», а «индивидуальное сознание человека возможно лишь в условиях существования сознания общественного». «Сознание есть продукт развития материи, есть продукт развития жизни. Это высшая форма отражения, форма специфически человеческая, возникшая в ходе исторического развития, в результате перехода к специфически человеческому образу жизни к жизни в обществе, к общественным отношениям» (А. Н. Леонтьев).

Итак, с сознанием более или менее разобрались, во всяком случае на уровне, необходимом и достаточном для дальнейшего разговора. А что же такое языковое сознание?

3 Ср.: Сущность сознания — отражение действительности. Действительность осознана человеком постольку, поскольку она отражена через посредство языковых значений; следовательно, язык есть действительное сознание (А. А. Брудный) (выделено мною. — В. К.).