Красных в в
Кр78 Основы психолингвистики и теории коммуникации Курс
лекций — М ИТДГК «Гнозис», 2001 — 270 с
ISBN 5 94244 010-7
Настоящее издание представляет курс лекций по основам психолиш вистики и теории коммуникации
Данный курс создавался и читается автором на филологическом факультете МГУ как первый лекционный курс в рамках специализации «Теория и практика межкультурной коммуникации» и предваряет курс «Этнопсихолингвистика и лингвокультурология» однако он может читаться и как самостоятельный
Книга адресована в первую очередь преподавателям, читающим аналогичный курс а также вполне может использоваться студентами изучающими курс психолингвистики, в качестве учебных материалов
ББК81 2Р
ISBN 5 94244010-7 © В В Красных, 2001
©Оформление ИТДГК «Гнозис», 2001
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 5
Лекция 1. Психолингвистика (ПЛ) и теория коммуникации (ТК) История ПЛ Объект и предмет ПЛ, актуальные проблемы Место ПЛ в ряду других наук 8
Лекция 2. Язык как предмет ПЛ звук и смысл, слово сознании человека, психолингвистический аспект словообразования и грамматики Невербальные компоненты коммуникации 31
Лекция 3. Сознание, соотношение сознания и действительности Языковое сознание Картина мира vs языковая картина мира Сознание — мышление — интеллект 55
Лекция 4. Речь и мышление Речевая деятельность 73
Лекция 5. Языковой/речевой механизм 93
Лекция 6. Модели порождения речи Модели восприятия речи 103
Лекция 7. Виды знаний Когнитивные структуры 122
Лекция 8. Процесс социализации Феномен языковой личности Человек говорящий Знания и представления 143
Лекция 9. Когнитивные пространства и когнитивная база Структура знаний человека говорящего Коммуникация природа, цель, условия, типы 162
Лекция 10. Коммуникация: природа, цель, условия, типы (продолжение). Пресуппозиция 176
Лекция 11. Коммуникативный акт. Дискурс 189
Лекция 12. Понятие «текст». Текст с точки зрения ПЛ 204
Лекция 13. Порождение и восприятие текста. Модель коммуникативного акта 225
Список использованной литературы 249
Указатель базовых понятий курса 267
- Красных в в
- Предисловие
- Так что же такое психолингвистика?
- Когда, как и почему возникла пл?
- Периодизация истории пл
- Чем же занимается пл? какие проблемы призвана решить?
- Основные постулаты пл
- Место пл в ряду других дисциплин
- 4 Тезис не бесспорный, так как излишне категоричный, и требует целого ряда уточнений.
- Слово в сознании человека
- 2 Постарайтесь найти и привести свои примеры такого рода.
- Психолингвистический аспект словообразования и грамматики
- Пуськи бятые
- Невербальные компоненты коммуникации
- 3 Постарайтесь привести свои аналогичные примеры из литературы, кинематографа.
- Что есть действительность?
- Что есть отражение?
- Как соотносятся сознание и действительность
- Что есть языковое сознание? картина мира vs языковая картина мира.
- 4 Ср. Слова из известного романса а. К. Толстого: «Колокольчики мои, цветики степные, что глядите на меня, темно-голубые...»
- Что такое мышление и интеллект?
- 6 Цит. По: Koул m Культурно-историческая психология Наука будущего. М., 1997. С. 72.
- 7 Примем их пока как данность Леонтьев а а Язык, речь, речевая деятельность м , 1969
- Язык — мышление: экспериментальные данные
- Деятельность и речевая деятельность
- 1 Схожие идеи можно найти у таких ученых, как л Ельмслев, а и Счирницкий г в Колшанский, которые также противопостав-
- Принципы функционирования речевых механизмов
- 1 Летал орел, летал он среди горных туч и скал или Лежал осел, лежал он среди сорных куч и спал.
- Модели восприятия речи
- Виды знаний Когнитивные структуры
- 2) Следующая классификация также является классификацией общего типа. В ее рамках разграничиваются знание социальное и знание индивидуальное. К социальному
- 4) При овладении языком разграничивают знания языковые и метаязыка вые. К последним относятся знания:
- X. Патнем (н. Putnam) также увязывает освоение языка с интеллектом, однако она допускает врожденный характер интеллекта и постулирует наличие у ребенка базовых многоцелевых стратегий научения.
- 9) И наконец, выводное знание. Оно стоит несколько особняком и связано с феноменами, о которых мы будем говорить несколько позднее, при обсуждении факторов,
- Форма хранения знаний и представлений
- 1 Под кодированием мы, вслед за психологами, понимаем «перевод информации, воспринятой органами чувств, на язык, понятный мозгу», по формулировке р. С. Немова.
- 2 Имеется в виду общение представителей разных национально-лингво-культурных сообществ.
- 1 При этом предмет действия есть не что иное, как его осознаваемая цель (а. Н. Леонтьев).
- Феномен языковой личности
- Знания и представления
- 2 Отметим, однако, что в лингвистической литературе есть работы, в которых рассматриваются различия между коллективным и индивидуальным знанием (напр., а. А. Заленская).
- 3 Внешняя субъективность характерна для коллективных представлений, внутренняя — в первую очередь для индивидуальных.
- * Индивидуальное когнитивное пространство (икп) —
- Коммуникация: природа, цель, условия, типы
- Коммуникация: природа, цель, условия, типы (продолжение) Понятие пресуппозиции
- Пресуппозиция
- Дискурс
- Дифференциальные признаки текста и текстообразующие категории
- 2 Вслед за а. А. Леонтьевым, будем считать процесс порождения речи поэтапно формируемым речевым действием, которое является составной частью целостного акта деятельности.
- 3 Данные типы текстов — через классификацию неизвестного — я подробно анализирую в кандидатской диссертации. Если кого-то заинтересовала данная тема, отсылаю к этой своей работе.
- Текст с точки зрения пл
- Модель восприятия текста
- Модель коммуникативного акта
- 5 Сокращения, принятые в схеме ее — смысловая структура, л с — логическое строение, к ц — коммуникативная целенаправленность, я с — языковые средства
- Использованной литературы
- XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации «Языковое сознание и образ мира» Москва, 2—4 июня 1997 г м , 1997
- 143200 Г Можайск ул Мира 93