Так что же такое психолингвистика?
Во-первых, заметим, что первые случаи употребления этого термина можно найти в немецкой психологической литературе последней четверти XIX века. Однако в активный научный обиход термин вошел в 50-е годы XX века, после двух научных семинаров, которые проводились в США в 1951 и 1953 годах, и после книги «Psycho-linguistics. A Survey of Theory and Reasearch Problems» (под. ред. С. E. Osgood & Т. A. Sebeok), которая вышла в свет в 1954 г. Заметим, кстати, что сам термин не сразу завоевал симпатии исследователей. Так, R. Brown писал, что слово «психолингвист» скорее говорит о свихнувшемся полиглоте, чем о психологе, интересующемся языком. А. А. Залев-ская упоминает случай, когда ее собеседница, узнав, чем занимается сама Залевская, с радостным пониманием воскликнула: «А-а, значит Вы лингвопсихопат!».
Во-вторых, нельзя не заметить, что в современной науке нет единого понимания данного термина. Это связано с тем, что конкретное понимание ПЛ зависит от многих факторов: какой период, какая страна и даже какой конкретно исследователь имеется в виду (изначально лингвист или психолог), если и когда мы говорим о ПЛ (Е. Ф. Тарасов, Р. М. Фрумкина, А. А. Залевская, Е. Hatch). В связи с этим говорят о ПЛ Осгуда, ПЛ Хомского и т. д., т. е. подчеркивают, что имеется в виду определенное направление, связанное с именем какого-либо исследователя. В целом, по мнению Е. Ф. Тарасова, ПЛ — «собирательное название для научных теорий, ориентирующихся часто на не только несовпадающие, но иногда прямо противоположные методологические представления: психолингвистические школы и направления возникали на разной национальной и культурной основе, связаны с разными психологическими и лингвистическими школами».
И, в-третьих, в наши дни термин «психолингвистика» относится к числу весьма модных и популярных. Зачастую
авторы декларируют в названии или аннотации психолингвистический подход, которым в самой работе и не пахнет. Одним словом, как говаривал Козьма Прудков, если на клетке льва написано «буйвол», не верь глазам своим.
После столь пространных вступительных замечаний представим наиболее авторитетные трактовки ПЛ. Итак, ПЛ воспринимается как:
1. наука лингвистическая:
-
«вариант» лингвистики (Л. В. Сахарный; К. Ф. Седов, И. Н. Горелов);
-
специфический ракурс теоретического языкознания (А. Е. Супрун);
— экспериментальная лингвистика (G. D. Prideaux):
-
наука психологическая: элемент системы психологических наук (А. А. Леонтьев и современные зарубежные исследователи, напр., D. W. Carroll);
-
наука междисциплинарная: научная дисциплина, которая пытается разработать лингвистически и психологически валидную теорию, способную объяснить природу языка и его усвоение детьми (J. F. Kess).
Я предлагаю Вам считать ПЛ наукой, находящейся сегодня в стадии становления как самостоятельной научной дисциплины и безусловно носящей междисциплинарный характер.
В отечественной научной школе ПЛ понималась и понимается как теория речевой деятельности (ТРД) и вписывается в общую теорию деятельности человека (подробнее об этом мы будем говорить позже). ПЛ — наука, «изучающая устройство и функционирование речевых механизмов человека» (А. А. Леонтьев). Такое понимание восходит к психологической школе Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейна. Основными постулатами ТРД являются изначальная активность субъекта, его включенность в совместную деятельность, ведущая роль мотивации.
Сразу оговоримся, что, по мнению ряда ученых, современная ПЛ «по характеру решаемых задач стала значительно шире теории речевой деятельности» (И. Н. Горелов, К. Ф. Седов). Если принимать узкое понимание ТРД, то с этой точкой зрения нельзя не согласиться: действительно, круг решаемых психолигвистикой проблем весьма широк. Однако представляется допустимым и широкое трактование, когда все, что имеет отношение к самой речевой деятельности, рассматривается с позиций и в рамках ТРД; это могут быть и процедуры формирования и формулирования мысли (И. А. Зимняя), и проблемы понимания речи, и процесс общения, и факторы, обусловливающие его протекание, и вопросы онтогенеза детской речи (как ребенок учится говорить) и т. д. Итак, давайте пока договоримся: ПЛ — это теория речевой деятельности (в широком понимании). Примем это определение как рабочее. Надеюсь, что в конце курса будет более понятно, что такое ПЛ и что такое ТРД.
Объект ПЛ — совокупность речевых событий или речевых ситуаций.
Предмет ПЛ — соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной «образующей» образа мира человека, с другой.
Целью ПЛ является описание и объяснение особенностей функционирования языка как психического феномена (включая овладение и пользование как первым, так и вторым языком) с учетом сложного взаимодействия множества внешних и внутренних факторов при изначальной включенности индивида в социально-культурные взаимодействия (А. А. Залевская).
И последнее замечание о сути ПЛ: ПЛ — не «довесок» к лингвистике или психологии, но серьезное научное направление, которое находится в стадии становления как самостоятельной дисциплины. ПЛ возникла на стыке наук и
носит междисциплинарный, интеграционный характер. Вместе с тем, мы все-таки не будем забывать, что мы филологи и что для нас ПЛ — это наука о психическом в языке (Бодуэн де Куртене), о том, как человек пользуется языком, о том, как он строит свой дискурс с точки зрения процесса и результата. И поскольку, как говорил Ельмслев, текст есть то, что получает лингвист в нерасчлененной целостности в качестве исходного материала для анализа, то следовательно, во всех своих рассуждениях о ПЛ проблемах мы отталкиваемся от языка и к языку же приходим.
- Красных в в
- Предисловие
- Так что же такое психолингвистика?
- Когда, как и почему возникла пл?
- Периодизация истории пл
- Чем же занимается пл? какие проблемы призвана решить?
- Основные постулаты пл
- Место пл в ряду других дисциплин
- 4 Тезис не бесспорный, так как излишне категоричный, и требует целого ряда уточнений.
- Слово в сознании человека
- 2 Постарайтесь найти и привести свои примеры такого рода.
- Психолингвистический аспект словообразования и грамматики
- Пуськи бятые
- Невербальные компоненты коммуникации
- 3 Постарайтесь привести свои аналогичные примеры из литературы, кинематографа.
- Что есть действительность?
- Что есть отражение?
- Как соотносятся сознание и действительность
- Что есть языковое сознание? картина мира vs языковая картина мира.
- 4 Ср. Слова из известного романса а. К. Толстого: «Колокольчики мои, цветики степные, что глядите на меня, темно-голубые...»
- Что такое мышление и интеллект?
- 6 Цит. По: Koул m Культурно-историческая психология Наука будущего. М., 1997. С. 72.
- 7 Примем их пока как данность Леонтьев а а Язык, речь, речевая деятельность м , 1969
- Язык — мышление: экспериментальные данные
- Деятельность и речевая деятельность
- 1 Схожие идеи можно найти у таких ученых, как л Ельмслев, а и Счирницкий г в Колшанский, которые также противопостав-
- Принципы функционирования речевых механизмов
- 1 Летал орел, летал он среди горных туч и скал или Лежал осел, лежал он среди сорных куч и спал.
- Модели восприятия речи
- Виды знаний Когнитивные структуры
- 2) Следующая классификация также является классификацией общего типа. В ее рамках разграничиваются знание социальное и знание индивидуальное. К социальному
- 4) При овладении языком разграничивают знания языковые и метаязыка вые. К последним относятся знания:
- X. Патнем (н. Putnam) также увязывает освоение языка с интеллектом, однако она допускает врожденный характер интеллекта и постулирует наличие у ребенка базовых многоцелевых стратегий научения.
- 9) И наконец, выводное знание. Оно стоит несколько особняком и связано с феноменами, о которых мы будем говорить несколько позднее, при обсуждении факторов,
- Форма хранения знаний и представлений
- 1 Под кодированием мы, вслед за психологами, понимаем «перевод информации, воспринятой органами чувств, на язык, понятный мозгу», по формулировке р. С. Немова.
- 2 Имеется в виду общение представителей разных национально-лингво-культурных сообществ.
- 1 При этом предмет действия есть не что иное, как его осознаваемая цель (а. Н. Леонтьев).
- Феномен языковой личности
- Знания и представления
- 2 Отметим, однако, что в лингвистической литературе есть работы, в которых рассматриваются различия между коллективным и индивидуальным знанием (напр., а. А. Заленская).
- 3 Внешняя субъективность характерна для коллективных представлений, внутренняя — в первую очередь для индивидуальных.
- * Индивидуальное когнитивное пространство (икп) —
- Коммуникация: природа, цель, условия, типы
- Коммуникация: природа, цель, условия, типы (продолжение) Понятие пресуппозиции
- Пресуппозиция
- Дискурс
- Дифференциальные признаки текста и текстообразующие категории
- 2 Вслед за а. А. Леонтьевым, будем считать процесс порождения речи поэтапно формируемым речевым действием, которое является составной частью целостного акта деятельности.
- 3 Данные типы текстов — через классификацию неизвестного — я подробно анализирую в кандидатской диссертации. Если кого-то заинтересовала данная тема, отсылаю к этой своей работе.
- Текст с точки зрения пл
- Модель восприятия текста
- Модель коммуникативного акта
- 5 Сокращения, принятые в схеме ее — смысловая структура, л с — логическое строение, к ц — коммуникативная целенаправленность, я с — языковые средства
- Использованной литературы
- XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации «Языковое сознание и образ мира» Москва, 2—4 июня 1997 г м , 1997
- 143200 Г Можайск ул Мира 93