Модель восприятия текста
Феноменологические (ФКС) и лингвистические когнитивные структуры (ЛКС) играют важнейшую роль не только при порождении, но и при восприятии текста. Реципиент получает текст, говоря словами Л. Ельмлева, «в нерасчлененной и абсолютной целостности». При физическом восприятии (акустическом или зрительном) реципиент проводит первичную обработку: ЛКС позволяют ему «анализировать» вербализованную знаковую форму (языковые средства), в результате чего он понимает логическое строение и коммуникативную целенаправленность текста. ФКС, входящие в ИКП реципиента как таковое и в пресуппозицию (например, понимание контекста, знание конситуации),
Схема 14. Направленные зависимости при восприятии текста
способствуют правильному определению коммуникативной целенаправленности и подчас корректируют ее понимание. Особенно важным это оказывается, когда автор использует косвенные речевые акты, прецедентные феномены, опирается на конситуацию или отсылает реципиента к контексту. Понимание реципиентом логического строения и коммуникативной целенаправленности подводит его (через понимание смыслового строения) к восприятию, осознанию концепта текста. Знание и понимание текста становится частью ИКП реципиента. Схематично только что сказанное может быть изображено следующим образом: сх. 14 (более «грубая», «крупная» схематизация; соотносится со сх. 12) и сх. 15 (более детальное изображение, с уче-
Схема 15. Восприятие текста
том всех компонентов коммуникативного акта; соотносится со сх. 13).
Иначе говоря, путь, который проходит реципиент при восприятии текста, может быть представлен в виде следующей цепочки:
Таким образом, при восприятии текста имеют место три «уровня» значений текста и, соответственно, три уровня понимания текста (см. табл. 3).
Данным уровням при восприятии текста соответствуют уровни, точнее — степени адекватности выражения смысла (концепта) при порождении текста.
4 В данном случае термины «поверхностное vs глубинное» используются не в рамках трансформационно-порождающей грамматики, но лишь как более удачные, нежели «первичное vs вторичное», «мгновенное, спонтанное vs более глубокое» понимание текста (с точки зрения вкладываемого смысла, все три варианта терминологических оппозиций синонимичны)
Таблица 3 Соотношение уровней значения и понимания текста
Значение текста | Понимание текста |
1) поверхностное | 1) восприятие формы, понимание прямого значения (восприятие) |
2) глубинное | 2) понимание непрямого значения дополнительных модусных смыслов, подтекстов и т д (понимание) |
3) смысл | 3) понимание смысла, восприятие концепта (интерпретация) |
- Красных в в
- Предисловие
- Так что же такое психолингвистика?
- Когда, как и почему возникла пл?
- Периодизация истории пл
- Чем же занимается пл? какие проблемы призвана решить?
- Основные постулаты пл
- Место пл в ряду других дисциплин
- 4 Тезис не бесспорный, так как излишне категоричный, и требует целого ряда уточнений.
- Слово в сознании человека
- 2 Постарайтесь найти и привести свои примеры такого рода.
- Психолингвистический аспект словообразования и грамматики
- Пуськи бятые
- Невербальные компоненты коммуникации
- 3 Постарайтесь привести свои аналогичные примеры из литературы, кинематографа.
- Что есть действительность?
- Что есть отражение?
- Как соотносятся сознание и действительность
- Что есть языковое сознание? картина мира vs языковая картина мира.
- 4 Ср. Слова из известного романса а. К. Толстого: «Колокольчики мои, цветики степные, что глядите на меня, темно-голубые...»
- Что такое мышление и интеллект?
- 6 Цит. По: Koул m Культурно-историческая психология Наука будущего. М., 1997. С. 72.
- 7 Примем их пока как данность Леонтьев а а Язык, речь, речевая деятельность м , 1969
- Язык — мышление: экспериментальные данные
- Деятельность и речевая деятельность
- 1 Схожие идеи можно найти у таких ученых, как л Ельмслев, а и Счирницкий г в Колшанский, которые также противопостав-
- Принципы функционирования речевых механизмов
- 1 Летал орел, летал он среди горных туч и скал или Лежал осел, лежал он среди сорных куч и спал.
- Модели восприятия речи
- Виды знаний Когнитивные структуры
- 2) Следующая классификация также является классификацией общего типа. В ее рамках разграничиваются знание социальное и знание индивидуальное. К социальному
- 4) При овладении языком разграничивают знания языковые и метаязыка вые. К последним относятся знания:
- X. Патнем (н. Putnam) также увязывает освоение языка с интеллектом, однако она допускает врожденный характер интеллекта и постулирует наличие у ребенка базовых многоцелевых стратегий научения.
- 9) И наконец, выводное знание. Оно стоит несколько особняком и связано с феноменами, о которых мы будем говорить несколько позднее, при обсуждении факторов,
- Форма хранения знаний и представлений
- 1 Под кодированием мы, вслед за психологами, понимаем «перевод информации, воспринятой органами чувств, на язык, понятный мозгу», по формулировке р. С. Немова.
- 2 Имеется в виду общение представителей разных национально-лингво-культурных сообществ.
- 1 При этом предмет действия есть не что иное, как его осознаваемая цель (а. Н. Леонтьев).
- Феномен языковой личности
- Знания и представления
- 2 Отметим, однако, что в лингвистической литературе есть работы, в которых рассматриваются различия между коллективным и индивидуальным знанием (напр., а. А. Заленская).
- 3 Внешняя субъективность характерна для коллективных представлений, внутренняя — в первую очередь для индивидуальных.
- * Индивидуальное когнитивное пространство (икп) —
- Коммуникация: природа, цель, условия, типы
- Коммуникация: природа, цель, условия, типы (продолжение) Понятие пресуппозиции
- Пресуппозиция
- Дискурс
- Дифференциальные признаки текста и текстообразующие категории
- 2 Вслед за а. А. Леонтьевым, будем считать процесс порождения речи поэтапно формируемым речевым действием, которое является составной частью целостного акта деятельности.
- 3 Данные типы текстов — через классификацию неизвестного — я подробно анализирую в кандидатской диссертации. Если кого-то заинтересовала данная тема, отсылаю к этой своей работе.
- Текст с точки зрения пл
- Модель восприятия текста
- Модель коммуникативного акта
- 5 Сокращения, принятые в схеме ее — смысловая структура, л с — логическое строение, к ц — коммуникативная целенаправленность, я с — языковые средства
- Использованной литературы
- XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации «Языковое сознание и образ мира» Москва, 2—4 июня 1997 г м , 1997
- 143200 Г Можайск ул Мира 93