3 Постарайтесь привести свои аналогичные примеры из литературы, кинематографа.
ладонь к лицу и недоверчиво осмотрел ее Что-то было не так Комендант быстро замигал а потом с огромным беспокойством, как бы ища оброненное принялся оглядывать пол под ногами Тут до меня дошло
—Документы' — прошипел я —Документы ему дай1 Комендант, бочезненноулыбаясь, продолжал озираться Эдик торопливо сунул ему свое удостоверение и заявку Комендант ожил Действия его вновь стали осмысленными
Карл Леонхард написал монографию «Мимические, жестовые и фонические средства эмоционально-коммуникативной выразительности», в которой он проанализировал и классифицировал невербальные компоненты коммуникации Важнейшие выводы они обязательны при общении, в большинстве случаев не осознаются говорящим, но всегда учитываются слушающим, они в основном носят универсальный характер, не зависят от пола, возраста, национальности и культуры Более того, есть компоненты, общие для человека и животного Однако тезис об универсальности невербальных компонентов коммуникации требует очень серьезного уточнения, что мы и сделаем в курсе этнопсихолингвистики, когда рассмотрим случаи коммуникативных неудач, обусловленных именно невербальными компонентами коммуникации А пока скажем лишь следующее если мы проанализируем книгу «Язык жестов» Алана Пиза, то увидим, что целый ряд жестов, элементов мимики лица и прочих невербальных компонентов, которые описывает указанный автор, отличается от тех, к которым привыкли мы 4
4 Вспомните случаи Вашего общения с иностранцами или с людь ми, приехавшими из далеких краев не возникало проблем'' (Личная зона, положение и движения рук контакт глаз громкость тактичь ные контакты и др Помните уМ Задорнова «итальянцы вообще раз говаривают руками» )
Функции невербальных компонентов коммуникации (найдите примеры)
-
контактоустанавливающая (социативная),
-
волеизъявление (волюнтативная),
-
апеллятивная (обращение или призыв),
-
репрезентативная (выражение отношения к предмету) Невербальные компоненты коммуникации могут выполнять функции синтаксических составляющих (постарайтесь найти свои примеры)
х субъекта,
-
предиката,
-
объекта (прямого и косвенного),
-
обстоятельства места,
-
меры, степени, образа действия
В связи с этим стоит вкратце остановиться на языке глухих В языке жестов используются два типа знаков, две системы жестовая речь и «пальцевая» речь (дактилология, на буквенной основе) Как выясняется, жестом можно обозначить не только какой-либо предмет (человек, дерево, дождь), но и понятия достаточно абстрактные, соотносимые, например, с грамматической категорией времени (сегодня сейчас — один жест, вчера — другой жест, есть жест для обозначения раньше назад, как «час назад») Кстати, мы часто используем жесты, обозначающие время (прошедшее — показываем себе за спину и будущее — показываем вперед), в нашей повседневной речи и со слышащими людьми Часто эти жесты используют преподаватели иностранных языков Но здесь кроется и опасность, так как не для всех культур прошлое находится за спиной (но об этом в курсе этнопсихолингвистики)
Дактилология в первую очередь используется для передачи имен собственных и абстрактных понятий В общении с глухими, слепыми и слепоглухими может использоваться также дактилография («написание» буквы, например, на руке реципиента) Широко используется людьми,
лишенными зрения, также и система Брайля (на некоторых бутылках Вы, наверняка, видели у донышка ряд загадочных выпирающих точек — это и есть надпись на системе Брайля — для того, чтобы слепой человек мог прочитать, что он покупает). На эту систему «переведены» многие книги, журналы и другие издания
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
Горелов И Н Седов К Ф Основы психолингвистики М , 1997 Залевская А А Введение в психолингвистику М , 1999
Дополнительная
Белянин В П Введение в психиатрическое литературоведение Мюнхен, 1996
Жирмунский В М Теория стиха Л , 1975
Журавлев А П Символическое значение языкового знака // Речевое воздействие М,1972
Журавлев А П Фонетическое значение Л , 1974
Леонтьев А А Основы психолингвистики М , 1999
Любимова Н А , Пинежанинова Н П, Сомова Е Г Звуковая метафора в поэтическом тексте СПб , 1996
Теория метафоры М , 1990
Шабес В Я Событие и текст М , 1989
Шабес В Я Речь и знание СПб , 1990
Rosch Е On the Internal Structure of Perceptual and Semantic Categories// Cognitive Development and the Acquisition of Language / Moore Т Е (Ed ) NY, London, 1973 P 111—114
Rosch E Principles of Categorization // Cognition and Categorization / Rosch E & В В Lloyd (Eds ) Hillsdale, 1978 P 27—48
ЛЕКЦИЯ 3
Сознание, соотношение сознания и действительности Языковое сознание
Картина мира vs языковая картина мира Сознание — мышление — интеллект
Что и как «хранится» в голове человека1? Как функционируют эти «единицы хранения» (концепты, образы и представления)9
Остановимся на взглядах на природу человека и человеческого сознания, изложенных в трудах Л С Выготского, А Н Леонтьева, А Р Лурии, Н И Жинкина, а также их последователей Тем более, что именно этим взглядам мы будем следовать в наших рассуждениях
ЧТО ТАКОЕ СОЗНАНИЕ?
Начнем с самого начала, с определения психики как таковой. «Психика, — пишет А Н Леонтьев, — свойство живых, высокоорганизованных материальных тел, которое заключается в их способности отражать своими состояниями окружающую их, независимо от них существующую действительность Психические явления — ощущения, представления, понятия — суть более или менее точные и глубокие отражения, образы, снимки действительности » Следовательно, психические явления вторичны, а действительность есть первичное, определяющее При этом специфика психики заключается в том, что «ощущение предметно, отражает свойства предметов действительности»
Но что есть отражение действительности9 (В скобках заметим, что этот вопрос является краеугольным камнем не только в психологии, но и в философии ) Для психоло-
гических исследований важнейшим является постулат о том, что отражение у живых организмов — всегда активный процесс, при этом сама организация и деятельность живого организма является отражением объективных свойств окружающей среды. Более того, всякое психическое отражение есть результат реальной связи, реального взаимодействия живого, высокоорганизованного, материального субъекта и окружающей его материальной действительности.
Наличие психики, т. е. способности активного отражения окружающей действительности, отличает живой субъект от неживого. Однако в самой этой способности заложено и разграничение внутри класса «живых высокоорганизованных материальных тел» — отличие человека от животных, ибо психическое отражение, характерное для животных, оказывается противопоставленным сознательному отражению, специфически присущему человеку. Сознательное отражение есть отражение предметной действительности в ее отделенности от наличных отношений к ней субъекта. Это такое отражение, которое выделяет объективные устойчивые свойства окружающего предметного мира '. Так мы подходим к понятию сознания, которое есть специфически человеческая форма отражения действительности и высший тип психики (А. Н. Леонтьев).
Последнее утверждение, с которым мы не можем не согласиться, безусловно, требует определенных уточнений.
1 Ср.: «Когниция [как «познание, познавание» и «мышление, размышление»] ярко отражает сущность homo sapiens'a и его интеракцию, взаимодействие со средой, направленные на выживание человека, совершенствование его приспособления к природе, познание мира и т. п. Когниция есть проявление умственных, интеллектуальных способностей человека и включает осознание самого себя, оценку самого себя и окружающего мира, построение особой картины мира — всего того, что составляет основу для рационального и осмысленного поведения человека» (Краткий словарь когнитивных терминов).
Во-первых, что есть действительность, и, во-вторых, как понимается отражение. Разбирая концепцию О. Розеншто-ка-Хюсси, К. Гарднер пишет, что, по мнению философа, человечество было сформировано четырьмя типами речи: 1) племенная речь отсылала человека к прошлому, 2) храмовая речь, наподобие той, что родилась в Древнем Египте, направляла человека к звездам, 3) речь Древней Греции посредством поэзии и философии сосредоточивала человека на его внутреннем «я», 4) речь народа Израиля посредством пророчеств обращала человека к его будущему. Христианство сплавило эти четыре модуса речи в единое целое. Такое понимание позволило О. Розенштоку-Хюсси на основе четырех ориентации в действительности сделать вывод о наличии «креста реальности». Четыре ориентации, четыре «фронта жизни» (прошлое, будущее, внутреннее и внешнее) составляют «доступную нам действительность», которая предстает не как круг, а как крест. Это положение принципиально важно, так как, в соответствии с таким пониманием, действительность оказывается намного шире материального мира, непосредственно окружающего человека.
- Красных в в
- Предисловие
- Так что же такое психолингвистика?
- Когда, как и почему возникла пл?
- Периодизация истории пл
- Чем же занимается пл? какие проблемы призвана решить?
- Основные постулаты пл
- Место пл в ряду других дисциплин
- 4 Тезис не бесспорный, так как излишне категоричный, и требует целого ряда уточнений.
- Слово в сознании человека
- 2 Постарайтесь найти и привести свои примеры такого рода.
- Психолингвистический аспект словообразования и грамматики
- Пуськи бятые
- Невербальные компоненты коммуникации
- 3 Постарайтесь привести свои аналогичные примеры из литературы, кинематографа.
- Что есть действительность?
- Что есть отражение?
- Как соотносятся сознание и действительность
- Что есть языковое сознание? картина мира vs языковая картина мира.
- 4 Ср. Слова из известного романса а. К. Толстого: «Колокольчики мои, цветики степные, что глядите на меня, темно-голубые...»
- Что такое мышление и интеллект?
- 6 Цит. По: Koул m Культурно-историческая психология Наука будущего. М., 1997. С. 72.
- 7 Примем их пока как данность Леонтьев а а Язык, речь, речевая деятельность м , 1969
- Язык — мышление: экспериментальные данные
- Деятельность и речевая деятельность
- 1 Схожие идеи можно найти у таких ученых, как л Ельмслев, а и Счирницкий г в Колшанский, которые также противопостав-
- Принципы функционирования речевых механизмов
- 1 Летал орел, летал он среди горных туч и скал или Лежал осел, лежал он среди сорных куч и спал.
- Модели восприятия речи
- Виды знаний Когнитивные структуры
- 2) Следующая классификация также является классификацией общего типа. В ее рамках разграничиваются знание социальное и знание индивидуальное. К социальному
- 4) При овладении языком разграничивают знания языковые и метаязыка вые. К последним относятся знания:
- X. Патнем (н. Putnam) также увязывает освоение языка с интеллектом, однако она допускает врожденный характер интеллекта и постулирует наличие у ребенка базовых многоцелевых стратегий научения.
- 9) И наконец, выводное знание. Оно стоит несколько особняком и связано с феноменами, о которых мы будем говорить несколько позднее, при обсуждении факторов,
- Форма хранения знаний и представлений
- 1 Под кодированием мы, вслед за психологами, понимаем «перевод информации, воспринятой органами чувств, на язык, понятный мозгу», по формулировке р. С. Немова.
- 2 Имеется в виду общение представителей разных национально-лингво-культурных сообществ.
- 1 При этом предмет действия есть не что иное, как его осознаваемая цель (а. Н. Леонтьев).
- Феномен языковой личности
- Знания и представления
- 2 Отметим, однако, что в лингвистической литературе есть работы, в которых рассматриваются различия между коллективным и индивидуальным знанием (напр., а. А. Заленская).
- 3 Внешняя субъективность характерна для коллективных представлений, внутренняя — в первую очередь для индивидуальных.
- * Индивидуальное когнитивное пространство (икп) —
- Коммуникация: природа, цель, условия, типы
- Коммуникация: природа, цель, условия, типы (продолжение) Понятие пресуппозиции
- Пресуппозиция
- Дискурс
- Дифференциальные признаки текста и текстообразующие категории
- 2 Вслед за а. А. Леонтьевым, будем считать процесс порождения речи поэтапно формируемым речевым действием, которое является составной частью целостного акта деятельности.
- 3 Данные типы текстов — через классификацию неизвестного — я подробно анализирую в кандидатской диссертации. Если кого-то заинтересовала данная тема, отсылаю к этой своей работе.
- Текст с точки зрения пл
- Модель восприятия текста
- Модель коммуникативного акта
- 5 Сокращения, принятые в схеме ее — смысловая структура, л с — логическое строение, к ц — коммуникативная целенаправленность, я с — языковые средства
- Использованной литературы
- XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации «Языковое сознание и образ мира» Москва, 2—4 июня 1997 г м , 1997
- 143200 Г Можайск ул Мира 93