logo
Психолингвистика / Красных

7 Примем их пока как данность Леонтьев а а Язык, речь, речевая деятельность м , 1969

отражение окружающего мира в голове человека и предстает как результат прошлого того народа, к которому мы себя причисляем.

Языковая картина мира — мир в зеркале языка; вторичный, идеальный мир в языковой плоти; совокупность знаний о мире, запечатленных в лексике, фразеологии, грамматике.

Сознание, понимаемое как феномен, культурозависимо. Интеллект, рассматриваемый как способность, культуро-независим. Мышление понимается как процесс, в котором проявляются культурозависимое сознание и культуронеза-висимый интеллект.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

Апресян Ю Д Образ человека по данным языка попытка системного описания//Вопросы языкознания 1995, №1 С 37—67

Колшанский Г В Объективная картина мира в познании и языке М , 1990

Красных В В Виртуальная реальность или реальная виртуальность'' Человек Сознание Коммуникация М, 1998

Потебня А А Мысль и язык // Слово и миф М , 1989

Язык и сознание парадоксальная рациональность М , 1993

Дополнительная

Брудный А А Семантика языка и психология человека (о соотношении языка, сознания и действительности) Фрунзе, 1972 Вежбицкая А Язык Культура Познание М , 1996 Гийои Г Принципы теоретической лингвистики М , 1992 Леонтьев А А Язык, речь, речевая деятельность М , 1969 Леонтьев А Н Проблемы развития психики Изд 3-е М , 1972 Леонтьев А Н Философия психологии М , 1994 Леонтьев А Н Человек и культура М , 1961

Постоваюва В И Существует ли языковая картина мира9 // Язык как коммуникативная деятельность человека Сб науч трудов МГПИИЯ Вып 284 М , 1987 С 65—72

Розеншток-Хюсси О Речь и действительность М , 1994

Рикер По 1ь Конфликт интерпретаций (Очерки о герменевтике) М , 1995

Хайдеггер М Время картины мира // Новая технократическая волна на Западе М, 1986

Цивьян ТВ Лингвистические основы балканской модели мира М , 1990

Чернейко Л О Лингво-философский анализ абстрактного имени М, 1997

Шакнарович А М , Юрьева Н М Психолингвистический анализ семантики и грамматики М , 1990

ЛЕКЦИЯ 4

Речь и мышление Речевая деятельность

На первой лекции мы с Вами договорились, что будем понимать ПЛ как теорию речевой деятельности (в широком смысле). Теперь, чтобы идти дальше, необходимо понять, что есть деятельность, что есть речевая деятельность, как они соотносятся и как соотносятся между собой общая теория деятельности и ТРД.

РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ

То, что мышление и речь связаны, сегодня уже, пожалуй, ни у кого не вызывает сомнений. Главные вопросы — что лежит между мыслью и словом и как происходит движение от мысли к слову. Отечественная психология и психолингвистика имеет колоссальный багаж в этой сфере и опирается на научные концепции Л. С. Выготского и Н. И. Жинкина

Основополагающим трудом в этой области является книга Л. С. Выготского «Мышление и речь» Чтобы разобраться в концепции ученого, остановимся на двух принципиально важных категориях: значение и смысл. Значение — это объективно сложившаяся в ходе истории общества система связей, которая стоит за словом Это то, что объединяет носителей языка в понимании той или иной номинации. Смысл — это индивидуальное значение слова, которое связано с личностным субъективным опытом говорящего и с конкретной ситуацией общения. Смысл всегда ин-дивидуально-личностен, он соотносится с мыслью, с исходным замыслом высказывания Он всегда очевиден для говорящего и не всегда понятен окружающим. Он содержит

в себе то, что должно воплотиться в речи. Значение же реализуется в речевом произведении и понятно всем участникам коммуникации.

Следовательно, движение от мысли от слову предстает в виде превращения личностного смысла в общепонятное значение. Но сама мысль зарождается от различных потребностей человека, а значит, за мыслью всегда стоит мотив, то, ради чего мы говорим. Мотив — первая инстанция в порождении речи. Но он же и последняя инстанция при восприятии речи.

Таким образом, если интерпретировать концепцию Выготского, то следует сказать, что ситуация порождает мотив, который воплощается в интенции (коммуникативном намерении говорящего). При восприятии же мы «восходим» (Выготский) от понимания слов к пониманию смысла и через него — мотива. Запомним эту мысль: она нам понадобится, когда мы будем говорить о процессах порождения и восприятия текста.

Превращение мысли в слово совершается во внутренней речи. (Эта категория едва ли не самая важная в концепции Л. С. Выготского.) Внутренняя речь состоит из предикатов, ключевых слов, содержащих суть информации. Мысль уже содержит в себе то, о чем пойдет речь, следовательно, в специальном обозначении это не нуждается. Специального обозначения требует то, что будет сказано о предмете речи. Если воспользоваться терминами актуального членения высказывания (функциональной перспективы), то это то, что называется ремой. Тема, известная информация, то, что очевидно, может не обозначаться, а новая информация, рема, должна быть обозначена. Таким образом, внутренняя речь — это как бы набор рем будущего речевого произведения. Внутренняя речь — это речь свернутая, сжатая, деграмматикализо-ванная.

Внутренняя речь — результат длительной эволюции ре-

чевого сознания. Ее еще нет у дошкольника, ее формирование завершается к 10—11 годам.

Известно высказывание Выготского о том, что мысль не воплощается в слове, а совершается в нем. Можно подумать, что это ситуация, подобная описанной Б. Заходером: на вопрос маленькой девочке, о чем она думает, ребенок ответил: «Откуда я знаю? Вот скажу, тогда узнаю!» Но на самом деле это не так. Уже на этапе зарождения интенции (как воплощения мотива), т. е. до того, как начинается вербализация мысли, человек уже знает, о чем он будет говорить. Конечно, возможны трансформации замысла, его корректировки. Безусловно, сама «вербальная оболочка» может варьироваться. Но замысел изначально присутствует. Происходит определенная борьба между индивидуально-личностным смыслом и общепонятным значением, которая требует сложнейшей работы по их совмещению: смысл необходимо передать при помощи языковых средств, являющихся носителями коллективных значений. Результат этой работы не всегда удовлетворяет самого говорящего. Вербальная форма не всегда адекватно (с точки зрения говорящего) выражает тот смысл, который он хотел передать. Ученик и соратник Выготского С. Л. Рубинштейн предложил более мягкую формулировку: «В речи мы формулируем мысль, но, формулируя, мы сплошь и рядом ее формируем» (о том же — И. А. Зимняя).

Еще одна важная мысль Выготского: единицы мысли и единицы речи не совпадают (известная метафора ученого — нависшее облако-замысел, проливается дождем слов). Следовательно, существует два различных языка: язык мысли и язык слов.

Эту идею в дальнейшем развил, углубил и снял все противоречия выдающийся психолог Николай Иванович Жин-кин. Он выдвинул гипотезу существования в сознании человека универсально-предметного кода (УПК). УПК — язык интеллекта, базовый компонент мышления. Имеет

принципиально невербальную природу. Это язык схем, образов, отпечатков реальности (осязательных и обонятельных), кинетических (двигательных) импульсов и т. д. УПК — это язык, на котором происходит первичная запись личностного смысла, формирование замысла речевого произведения. Движение от мысли к слову начинается с УПК. Мысль существует в пределах возможностей УПК, в ходе вербализации она способна трансформироваться, обрастать значениями, которые несут в себе единицы конкретного национального языка. Но по сути своей УПК интернационален и в силу этого является предпосылкой понимания иноязычной речи.