5 Сокращения, принятые в схеме ее — смысловая структура, л с — логическое строение, к ц — коммуникативная целенаправленность, я с — языковые средства
Схема 16 Модель коммуникативного акта
Повторим, что среди структурообразующих компонентов коммуникативного акта мы выделяется четыре конси-туацию, контекст, пресуппозицию и речь, — которые предопределяют тот или иной характер двух составляющих любого коммуникативного акта ситуации и дискурса
Итак, текстообразующие категории текста связаны при его порождении и восприятии направленными зависимостями
При анализе восприятия текста можно выделять этапы собственно восприятие, понимание и интерпретация, — которые соотносятся с 3 уровнями значения текста поверхностным значением, глубинным значением и смыслом
В структуре текста (в зависимости от ее сложности) могут выделяться микро- и макротема, и следовательно, разграничиваются микро- и макротексты
Процессы порождения и восприятия текста, а также коммуникативный акт имеют свои модели, которые учитывают совокупность факторов, обусловливающих протекание коммуникации
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
Красных В В Виртуальная реальность или реальная виртуальность'' Человек Сознание Коммуникация М 1998
Дополните чьная
Апухтин В Б О смысловой структуре связного текста (в связи с обучением порождению текстов на иностранном языке // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку М , 1976 С 112—122
Аспекты изучения текста М 1981
Аспекты общей и частной лингвистической теории текста / Отв ред И А Слюсарева М , 1982
Вопросы порождения речи и обучения языку М 1967
Жинкин Н И О кодовых переходах во внутренней речи // Риторика 1997 № 1(4) С 13—21
К\ брякова Е С Текст — проблемы понимания и интерпретации // Семантика целого текста М 1987 С 93—94
Леонтьев А А Понятие текста в современной лингвистике и психо логии // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия М 1979
Лингвистика текста Мат-лы науч конф М 1974 Ч I—II
Лингвистика текста Уч зап МГПИИЯ Вып 103 М 1976
Лингвистика текста Куйбышев 1976
Лингвистика текста Уч зап МГПИИЯ Вып 141 М 1979
Моделирование языковой деятельности в интеллектуальных системах /Под ред А Е Кибрика и А С Нариньяни М, 1987
Психолингвистическая и чингвистическая природа текста и особенности его восприятия / Ред Ю А Жлуктенко, А А Леонтьев Киев 1979
Речевое общение цели мотивы, средства М 1985
Семантика целого текста Одесса, 1987
Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации) М , 1976
Тарасов Е Ф Соснова М Л О формах существования текста // Речевое общение цели, мотивы, средства М , 1985 С 30—44
Текст как психолингвистическая реальность М , 1982
Текст, контекст, подтекст М , 1986
список
- Красных в в
- Предисловие
- Так что же такое психолингвистика?
- Когда, как и почему возникла пл?
- Периодизация истории пл
- Чем же занимается пл? какие проблемы призвана решить?
- Основные постулаты пл
- Место пл в ряду других дисциплин
- 4 Тезис не бесспорный, так как излишне категоричный, и требует целого ряда уточнений.
- Слово в сознании человека
- 2 Постарайтесь найти и привести свои примеры такого рода.
- Психолингвистический аспект словообразования и грамматики
- Пуськи бятые
- Невербальные компоненты коммуникации
- 3 Постарайтесь привести свои аналогичные примеры из литературы, кинематографа.
- Что есть действительность?
- Что есть отражение?
- Как соотносятся сознание и действительность
- Что есть языковое сознание? картина мира vs языковая картина мира.
- 4 Ср. Слова из известного романса а. К. Толстого: «Колокольчики мои, цветики степные, что глядите на меня, темно-голубые...»
- Что такое мышление и интеллект?
- 6 Цит. По: Koул m Культурно-историческая психология Наука будущего. М., 1997. С. 72.
- 7 Примем их пока как данность Леонтьев а а Язык, речь, речевая деятельность м , 1969
- Язык — мышление: экспериментальные данные
- Деятельность и речевая деятельность
- 1 Схожие идеи можно найти у таких ученых, как л Ельмслев, а и Счирницкий г в Колшанский, которые также противопостав-
- Принципы функционирования речевых механизмов
- 1 Летал орел, летал он среди горных туч и скал или Лежал осел, лежал он среди сорных куч и спал.
- Модели восприятия речи
- Виды знаний Когнитивные структуры
- 2) Следующая классификация также является классификацией общего типа. В ее рамках разграничиваются знание социальное и знание индивидуальное. К социальному
- 4) При овладении языком разграничивают знания языковые и метаязыка вые. К последним относятся знания:
- X. Патнем (н. Putnam) также увязывает освоение языка с интеллектом, однако она допускает врожденный характер интеллекта и постулирует наличие у ребенка базовых многоцелевых стратегий научения.
- 9) И наконец, выводное знание. Оно стоит несколько особняком и связано с феноменами, о которых мы будем говорить несколько позднее, при обсуждении факторов,
- Форма хранения знаний и представлений
- 1 Под кодированием мы, вслед за психологами, понимаем «перевод информации, воспринятой органами чувств, на язык, понятный мозгу», по формулировке р. С. Немова.
- 2 Имеется в виду общение представителей разных национально-лингво-культурных сообществ.
- 1 При этом предмет действия есть не что иное, как его осознаваемая цель (а. Н. Леонтьев).
- Феномен языковой личности
- Знания и представления
- 2 Отметим, однако, что в лингвистической литературе есть работы, в которых рассматриваются различия между коллективным и индивидуальным знанием (напр., а. А. Заленская).
- 3 Внешняя субъективность характерна для коллективных представлений, внутренняя — в первую очередь для индивидуальных.
- * Индивидуальное когнитивное пространство (икп) —
- Коммуникация: природа, цель, условия, типы
- Коммуникация: природа, цель, условия, типы (продолжение) Понятие пресуппозиции
- Пресуппозиция
- Дискурс
- Дифференциальные признаки текста и текстообразующие категории
- 2 Вслед за а. А. Леонтьевым, будем считать процесс порождения речи поэтапно формируемым речевым действием, которое является составной частью целостного акта деятельности.
- 3 Данные типы текстов — через классификацию неизвестного — я подробно анализирую в кандидатской диссертации. Если кого-то заинтересовала данная тема, отсылаю к этой своей работе.
- Текст с точки зрения пл
- Модель восприятия текста
- Модель коммуникативного акта
- 5 Сокращения, принятые в схеме ее — смысловая структура, л с — логическое строение, к ц — коммуникативная целенаправленность, я с — языковые средства
- Использованной литературы
- XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации «Языковое сознание и образ мира» Москва, 2—4 июня 1997 г м , 1997
- 143200 Г Можайск ул Мира 93