Психолингвистика / Красных
2) Следующая классификация также является классификацией общего типа. В ее рамках разграничиваются знание социальное и знание индивидуальное. К социальному
знанию относятся знания: философское, экономическое и/ или естественнонаучное, гуманитарное). Некоторым образом это соотносится с социальной vs индивидуальной психикой, о которых мы говорили ранее. Социальное и индивидуальное знание противопоставлены по степени известности, т. е. как континуум с градуальной шкалой (В. Я. Ша-бес). Данное разграничение не следует путать с противопоставлением коллективного и индивидуального знания А. А. Залевской, которое учитывает формы существования знания, их организации и функционирования (тех, кого заинтересовала концепция Залевской, я отсылаю к ее работам).
3) Если в центре внимания находится продуктивная деятельность человека, то разграничиваются знания предметные и методологические. Предметные знания — это знания о некоторой предметной области объективного мира. Методологические знания — знания о знаниях и о способах деятельности, о процедурах оперирования знаниями (И. П. Калошина). Это может быть представлено на следующей схеме (А. А. Залевская) (см. сх. 4):
Содержание
-
Красных в в
-
Предисловие
-
Так что же такое психолингвистика?
-
Когда, как и почему возникла пл?
-
Периодизация истории пл
-
Чем же занимается пл? какие проблемы призвана решить?
-
Основные постулаты пл
-
Место пл в ряду других дисциплин
-
4 Тезис не бесспорный, так как излишне категоричный, и требует целого ряда уточнений.
-
Слово в сознании человека
-
2 Постарайтесь найти и привести свои примеры такого рода.
-
Психолингвистический аспект словообразования и грамматики
-
Пуськи бятые
-
Невербальные компоненты коммуникации
-
3 Постарайтесь привести свои аналогичные примеры из литературы, кинематографа.
-
Что есть действительность?
-
Что есть отражение?
-
Как соотносятся сознание и действительность
-
Что есть языковое сознание? картина мира vs языковая картина мира.
-
4 Ср. Слова из известного романса а. К. Толстого: «Колокольчики мои, цветики степные, что глядите на меня, темно-голубые...»
-
Что такое мышление и интеллект?
-
6 Цит. По: Koул m Культурно-историческая психология Наука будущего. М., 1997. С. 72.
-
7 Примем их пока как данность Леонтьев а а Язык, речь, речевая деятельность м , 1969
-
Язык — мышление: экспериментальные данные
-
Деятельность и речевая деятельность
-
1 Схожие идеи можно найти у таких ученых, как л Ельмслев, а и Счирницкий г в Колшанский, которые также противопостав-
-
Принципы функционирования речевых механизмов
-
1 Летал орел, летал он среди горных туч и скал или Лежал осел, лежал он среди сорных куч и спал.
-
Модели восприятия речи
-
Виды знаний Когнитивные структуры
-
2) Следующая классификация также является классификацией общего типа. В ее рамках разграничиваются знание социальное и знание индивидуальное. К социальному
-
4) При овладении языком разграничивают знания языковые и метаязыка вые. К последним относятся знания:
-
X. Патнем (н. Putnam) также увязывает освоение языка с интеллектом, однако она допускает врожденный характер интеллекта и постулирует наличие у ребенка базовых многоцелевых стратегий научения.
-
9) И наконец, выводное знание. Оно стоит несколько особняком и связано с феноменами, о которых мы будем говорить несколько позднее, при обсуждении факторов,
-
Форма хранения знаний и представлений
-
1 Под кодированием мы, вслед за психологами, понимаем «перевод информации, воспринятой органами чувств, на язык, понятный мозгу», по формулировке р. С. Немова.
-
2 Имеется в виду общение представителей разных национально-лингво-культурных сообществ.
-
1 При этом предмет действия есть не что иное, как его осознаваемая цель (а. Н. Леонтьев).
-
Феномен языковой личности
-
Знания и представления
-
2 Отметим, однако, что в лингвистической литературе есть работы, в которых рассматриваются различия между коллективным и индивидуальным знанием (напр., а. А. Заленская).
-
3 Внешняя субъективность характерна для коллективных представлений, внутренняя — в первую очередь для индивидуальных.
-
* Индивидуальное когнитивное пространство (икп) —
-
Коммуникация: природа, цель, условия, типы
-
Коммуникация: природа, цель, условия, типы (продолжение) Понятие пресуппозиции
-
Пресуппозиция
-
Дискурс
-
Дифференциальные признаки текста и текстообразующие категории
-
2 Вслед за а. А. Леонтьевым, будем считать процесс порождения речи поэтапно формируемым речевым действием, которое является составной частью целостного акта деятельности.
-
3 Данные типы текстов — через классификацию неизвестного — я подробно анализирую в кандидатской диссертации. Если кого-то заинтересовала данная тема, отсылаю к этой своей работе.
-
Текст с точки зрения пл
-
Модель восприятия текста
-
Модель коммуникативного акта
-
5 Сокращения, принятые в схеме ее — смысловая структура, л с — логическое строение, к ц — коммуникативная целенаправленность, я с — языковые средства
-
Использованной литературы
-
XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации «Языковое сознание и образ мира» Москва, 2—4 июня 1997 г м , 1997
-
143200 Г Можайск ул Мира 93