* Индивидуальное когнитивное пространство (икп) —
определенным образом структурированная совокупность знаний и представлений, которыми обладает любая (языковая) личность, каждый человек говорящий,
-
коллективное когнитивное пространство (ККП) — определенный образом структурированная совокупность знаний и представлений, которыми необходимо обладают все личности входящие в тот или иной социум,
-
когнитивная база (КБ) — определенным образом структурированная coeoкупнocmь необходимо обязательных знаний и национально-детерминированных и минимизированных представлений того или иного националъно-лингво-культурного сообщества, которыми обладают все носители того или иного национально-культурного менталитета 2
Сразу в двух словах определим разницу между нацио-нально-лингво-культурным сообществом и социумом социум объединяется по одному какому-либо признаку (профессия, конфессия, возраст, образование, хобби и т д ), национально-лингво-культурное сообщество объединено комплексом признаков (язык, история, культура, религия и т д , в каждом конкретном случае набор данных при-
' Концепция была разработана в рамках деятельности научного семинара «Текст и коммуникация» (Д В Багаева Д Б Гудков И В Захаренко и В В Красных)
1 Ср «Можно сделать вывод, что принадлежность к определенной культуре определяется именно наличием базового стереотипного ядра знании, повторяющегося в процессе социализации индивидуума в данном обществе, и достаточно стереотипного (на уровне этниче ской культуры, а не личности) выбора элементов периферии» (Ю Е Прохоров) (выделено мною —В К) Термин «национатьно детерминированное минимизированное представление» принадлежит Д Б Гудкову
знаков индивидуален) Более подробно мы будем рассматривать данный вопрос в рамках курса этнопсихолинг-вистики
Форма хранения информации, способ оперирования ею — это то, что «объединяет» ИКП и ККП, с одной стороны, и КБ — с другой Действительно, и ИКП, и ККП, и КБ формируются когнитивными структурами и представляют собой совокупности знаний и представлений, т е содержат феномены одной природы Но на этом сходство заканчивается Различия же касаются в первую очередь «единиц хранения» Их конкретный «набор» в когнитивных пространствах и в КБ будет отличаться не только по содержанию и по степени известности другим (языковым) личностям, но и по степени «обработанности»
В силу объективной минимизации хранящих феноменов сама КБ будет являть собой также «минимизированную», достаточно, но не жестко ограниченную совокупность фе-номенов-«культурных предметов», представляющую собой «открытое» множество «Открытое» не в смысле «бесконечное», но лишь как способное к изменениям, когда какой-либо элемент заменяется другим, аналогичным по природе и функциям Как проходит процесс минимизации9 Иными словами, каков путь приобретения тем или иным феноменом статуса элемента (единицы) когнитивной базы9 Думается, что этот процесс имеет двунаправленный характер подвергаясь определенной (заданной когнитивной базой) обработке, феномен входит в КБ, и становясь элементом КБ (вернее — став таковым), он задает «правила» обработки аналогичных феноменов при их восприятии, т е выступает как некий эталон
Данный алгоритм в некоторой степени аналогичен процессам анкоринга и объективизации (по С Московичи) Суть процесса анкоринга заключается в интегрировании новых феноменов впечатлений, отношений, объектов, действий — в рамки уже существующего мировоззрения и уже
известных категорий; это позволяет сократить до минимума «пугающее воздействие» всего нового, неизвестного. (М. Л. Макаров). Анкоринг не является «чисто» когнитивным процессом, поскольку в нем (в процессе анкоринга), по мысли Д. Жоделе (D. Jodelet), значения и смыслы ин-терпретативно приписываются, предицируются феноменам. Обработка, которой подвергаются новые феномены, ведет к изменениям последних и имеет социальную природу (U. Flick). Объективизация (по S. Moscovici) — это второй механизм превращения незнакомого знания в «знакомое», он сводится к преобразованию абстрактных концептов в «нечто почти конкретное». Процесс объективизации осуществляется в следующем порядке: сначала «извне» поступает иконическая сущность неясной идеи или предмета, и концепт переходит в образ; затем они соотносятся со структурой «фигуративного ядра» — комплексом образов, символизирующим комплекс идей, или прототипом (более подробно об этих процессах см., например, книгу М. Л. Макарова). Чтобы более четко представить себе, что это за процессы (анкоринг и объективизация), вспомните свои ощущения, когда Вы в первый раз читали научно-фантастическое произведение (в каждом из них немало новых для неискушенного человека феноменов). Или перечитайте роман Т. Толстой «Кысь»: вот уж где россыпь новых и квазиновых феноменов, которые необходимо вписывать в уже существующую систему категорий и соотносить это «новое» с уже существующим комплексом образов.
В связи с указанными совокупностями знаний и представлений возникает целый ряд вопросов. Во-первых, это вопросы, требующие подхода с точки зрения синхронии. Например, где проходит граница между разными трансформациями одной КБ, с одной стороны, и разными КБ — с другой (например, русской и украинской, русской и белорусской, белорусской и литовской); т. е., так сказать, го-
ризонтальный срез. Очевидно, имеет место некий континуум, в котором нет резких границ между разными когнитивными базами. Помимо этого, говоря о синхронии, мы должны также иметь в виду и, так сказать, вертикальный срез, который также ставит целый ряд вопросов, связанных с границами когнитивной базы и коллективных когнитивных пространств.
Во-вторых, вопросы, требующие подхода с точки зрения диахронии, «истории». Например, как следует рассматривать русскую КБ, современную и XIX века: как единую или как разные?
Следует отметить, что не только КБ, но и КП-ва являются национально-детерминированными и национально-маркированными. И в этом принципиальное отличие предлагаемой концепции от гномического (культурного) кода Р. Барта, ибо (энциклопедические) знания могут «объединять», но представления, за этими знаниями стоящие, могут значительно разниться и провоцировать конфликты (например, Суворов для русских и поляков, Бородино для русских и французов, Чингисхан для русских и монголов, Хиросима или Том Сойер для русских и американцев и т. д.). Национальная маркированность и детерминированность КП-в вполне объяснимы, так как их «ядром» (и ИКП, и ККП монокультурного социума) служит КБ того нацио-нально-лингво-культурного сообщества, которое является родным для носителя/носителей данного когнитивного пространства.
Таким образом, каждый человек обладает своим ИКП, набором ККП (семейное, профессиональное, конфессиональное ККП и т. д.) и КБ того национально-лингво-куль-турного сообщества, членом которого он является. ИКП человека включает в себя и КБ и ККП всех социумов, в которые он входит. Схематично это может быть изображено следующим образом (см. сх. 7).
Схема 7. Строение совокупности знаний и представлений личности
ИКП содержит как личный опыт, так и «социальные» знания и коллективные представления, которые человек приобретает в процессе социализации, ибо «психика человека формируется как своего рода единство физиологических предпосылок и социальных средств. Лишь усваивая эти средства, присваивая их, делая их частью своей личности и своей деятельности, человек становится самим собой» (Л. -С. Выготский). Основной канал «присвоения» «социальных средств», «достижений развития предшествующих поколений», «культурной информации», т. е. основной канал социализации — это общение, в которое оказывается включен ребенок.
- Красных в в
- Предисловие
- Так что же такое психолингвистика?
- Когда, как и почему возникла пл?
- Периодизация истории пл
- Чем же занимается пл? какие проблемы призвана решить?
- Основные постулаты пл
- Место пл в ряду других дисциплин
- 4 Тезис не бесспорный, так как излишне категоричный, и требует целого ряда уточнений.
- Слово в сознании человека
- 2 Постарайтесь найти и привести свои примеры такого рода.
- Психолингвистический аспект словообразования и грамматики
- Пуськи бятые
- Невербальные компоненты коммуникации
- 3 Постарайтесь привести свои аналогичные примеры из литературы, кинематографа.
- Что есть действительность?
- Что есть отражение?
- Как соотносятся сознание и действительность
- Что есть языковое сознание? картина мира vs языковая картина мира.
- 4 Ср. Слова из известного романса а. К. Толстого: «Колокольчики мои, цветики степные, что глядите на меня, темно-голубые...»
- Что такое мышление и интеллект?
- 6 Цит. По: Koул m Культурно-историческая психология Наука будущего. М., 1997. С. 72.
- 7 Примем их пока как данность Леонтьев а а Язык, речь, речевая деятельность м , 1969
- Язык — мышление: экспериментальные данные
- Деятельность и речевая деятельность
- 1 Схожие идеи можно найти у таких ученых, как л Ельмслев, а и Счирницкий г в Колшанский, которые также противопостав-
- Принципы функционирования речевых механизмов
- 1 Летал орел, летал он среди горных туч и скал или Лежал осел, лежал он среди сорных куч и спал.
- Модели восприятия речи
- Виды знаний Когнитивные структуры
- 2) Следующая классификация также является классификацией общего типа. В ее рамках разграничиваются знание социальное и знание индивидуальное. К социальному
- 4) При овладении языком разграничивают знания языковые и метаязыка вые. К последним относятся знания:
- X. Патнем (н. Putnam) также увязывает освоение языка с интеллектом, однако она допускает врожденный характер интеллекта и постулирует наличие у ребенка базовых многоцелевых стратегий научения.
- 9) И наконец, выводное знание. Оно стоит несколько особняком и связано с феноменами, о которых мы будем говорить несколько позднее, при обсуждении факторов,
- Форма хранения знаний и представлений
- 1 Под кодированием мы, вслед за психологами, понимаем «перевод информации, воспринятой органами чувств, на язык, понятный мозгу», по формулировке р. С. Немова.
- 2 Имеется в виду общение представителей разных национально-лингво-культурных сообществ.
- 1 При этом предмет действия есть не что иное, как его осознаваемая цель (а. Н. Леонтьев).
- Феномен языковой личности
- Знания и представления
- 2 Отметим, однако, что в лингвистической литературе есть работы, в которых рассматриваются различия между коллективным и индивидуальным знанием (напр., а. А. Заленская).
- 3 Внешняя субъективность характерна для коллективных представлений, внутренняя — в первую очередь для индивидуальных.
- * Индивидуальное когнитивное пространство (икп) —
- Коммуникация: природа, цель, условия, типы
- Коммуникация: природа, цель, условия, типы (продолжение) Понятие пресуппозиции
- Пресуппозиция
- Дискурс
- Дифференциальные признаки текста и текстообразующие категории
- 2 Вслед за а. А. Леонтьевым, будем считать процесс порождения речи поэтапно формируемым речевым действием, которое является составной частью целостного акта деятельности.
- 3 Данные типы текстов — через классификацию неизвестного — я подробно анализирую в кандидатской диссертации. Если кого-то заинтересовала данная тема, отсылаю к этой своей работе.
- Текст с точки зрения пл
- Модель восприятия текста
- Модель коммуникативного акта
- 5 Сокращения, принятые в схеме ее — смысловая структура, л с — логическое строение, к ц — коммуникативная целенаправленность, я с — языковые средства
- Использованной литературы
- XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации «Языковое сознание и образ мира» Москва, 2—4 июня 1997 г м , 1997
- 143200 Г Можайск ул Мира 93