4. Психологические, лингвистические и дидактические основы обучения иностранным языкам.
Методика как полидисциплинарная наука. Связь методики с другими отраслями научного знания.
Психологическая характеристика речи: устная и письменная речь, внешняя и внутренняя. Процессы восприятия, памяти, мышления в обучении иностранным языкам. Интерференция и перенос в обучении иностранным языкам. Понятие «речевая деятельность». Рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности. Психофизиологические механизмы восприятия и порождения речевого высказывания. Учет возрастных особенностей учащихся в обучении иностранным языкам.
Язык и речь. Единицы языка и единицы речи. Понятия текст и дискурс.
Данные коммуникативной лингвистики и лингвистики текста в обучении иностранным языкам.
Специфика учебного предмета «Иностранный язык». Языковое образование как социальная и личностная ценность. Содержание понятий преподавание, обучение, учение.
ЛИТЕРАТУРА
Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лигводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – М., 1991.
Методика преподавания иностранных языков : общий курс: учеб. пособие / отв. ред. А.Н.Шамов. – М.: АСТ МОСКВА: Восток-Запад, 2008. – 253 с.
Щепилова, А.В.Когнитивный принцип в обучении второму иностранному языку: к вопросу о теоретическом обосновании / А.В. Щепилова // Иностранные языки в школе. – 2003. – № 2. – С.4–11.
Щукин, А.Н.Обучение иностранным языкам: теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин. – М.: Изд «Омега – Л», 2010. – 480 с.
Лекционный материал.
5. История развития методики преподавания иностранных языков. Устный метод Г.Пальмера и “метод чтения” М.Уэста и их критический анализ.
Краткий обзор зарубежной методики преподавания иностранных языков в XIX-XXвеках. Переводные методы. Период Реформы. Натуральный и прямой методы. Неопрямизм в зарубежной методике. Методическая система Г.Пальмера (цели и содержание обучения, основные методические принципы, система упражнений) и ее критический анализ.
Методическая система М.Уэста (сущность и содержание «метода чтения», цели обучения, методические принципы, приемы обучения чтению и устной речи) и ее критический анализ.
ЛИТЕРАТУРА
Андреасян, И.М. История методики преподавания иностранных языков за рубежом: пособие для студентов 4–5 курсов по специальности «Современные иностранные языки» / И.М. Андреасян, Ю.В. Маслов. – Минск, 2011. – 177 с.
Гез, Н.И.История зарубежной методики преподавания иностранных языков / Н.И. Гез, Г.М. Фролова. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 256 с.
Миролюбов, А.А.История отечественной методики обучения иностранным языкам. – М.: СТУПЕНИ; ИНФРА-М, 2002. – 448 с.
Лекционный материал.
- 2. Концептуальные основы обучения иностранным языкам в учреждениях общего среднего образования.
- 3. Цели, содержание и средства обучения иностранным языкам на современном этапе развития языкового образования.
- 4. Психологические, лингвистические и дидактические основы обучения иностранным языкам.
- 6. История развития методики преподавания иностранных языков.Аудиолингвальный и аудиовизуальный методы обучения иностранным языкам и их критический анализ.
- 7. История развития методики преподавания иностранных языков. Сознательно-сопоставительный и сознательно-практический методы и их критический анализ.
- 8. Коммуникативное обучение иностранным языкам в отечественной и зарубежной методике.
- 9. Культурологический подход к обучению иностранным языкам.
- 10. Общедидактические и методические принципы обучения иностранным языкам на современном этапе развития языкового образования.
- 11. Различные подходы к разработке системы упражнений в обучении иностранным языкам.
- 14. Методика обучения иноязычному произношению в средней школе.
- 15. Методика обучения иноязычной лексике в средней школе.
- 16. Методика обучения иноязычной грамматике в средней школе.
- 17. Методика обучения восприятию и пониманию иноязычной речи на слух в средней школе.
- 18. Методика обучения иноязычной диалогической речи в средней школе.
- 19. Методика обучения иноязычной монологической речи в средней школе.
- 20. Методика обучения чтению на иностранном языке на начальном этапе средней школы.
- 21. Методика обучения разным видам чтения на среднем и старшем этапах средней школы.
- 22. Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке.
- 23.Контроль учебных достижений учащихся по иностранному языку.
- 24. Самостоятельная работа учащихся по иностранному языку. Проблемы развития автономии учащихся в процессе овладения иноязычным общением.
- 25.Интенсивные методы обучения иностранным языкам и возможности их использования в средней школе.
- 26. Использование компьютерных технологий в обучении иностранным языкам.
- 27. Использование аудио- и видеотехнологий в обучении иностранным языкам.
- 28. Социальные технологии как реализация личностно-ориентированного обучения иностранным языкам.
- 29. Анализ современных умк по иностранному языку для учреждений общего среднего образования (умк на выбор).
- 30. Методическое мастерство учителя иностранного языка и пути его совершенствования.