logo search
Психолингвистика / Красных

3 Внешняя субъективность характерна для коллективных представлений, внутренняя — в первую очередь для индивидуальных.

будучи в командировке по делам газеты в российской глубинке, Ю. Рост оказался в глухой провинции, в маленькой деревне, где ему и предстояло переночевать Из всех жителей в деревне осталось несколько стариков С одной такой семьей, где вместе жили «старик со старухой», он договорился о ночлеге Хозяева оказались людьми гостеприимными. Истопили баньку, пригласили к столу. Пока хозяйка хлопотала по хозяйству, мужчины вели неторопливую беседу Старик, посмеиваясь над своей женой, рассказывал, что та, отсталая женщина, верит в каких-то кикимор, леших и домовых И это в конце ХХ-го века! Вот недавно жаловалась на домового, который сметану съел и плошку разбил, а это была их кошка Так неспешно текла беседа Ужин подошел к концу, и хозяева решили, что пора гостю и почивать отправляться Вот только дом у них маленький, и потому постелили они гостю в баньке Провожая гостя, старичок смущенно сказал, что, возможно, ночью гость услышит какие-то шаги, поскрипывания и другие странные звуки, так вот пугаться не стоит, ничего страшного в том нет. Естественно, что Ю. Рост поинтересовался, кто может производить странные звуки в бане ночью, на что старичок, хитро усмехнувшись, заговорщицки сообщил: «Так то наш банничек »

Итак, повторим основные положения лекции

Социализация — процесс врастания ребенка в цивилизацию, основной процесс, в ходе которого ребенок усваивает (присваивает) опыт, накопленный предшествующими поколениями, в процессе социализации индивид становится личностью, человеком говорящим, членом определенного национально-лингво-культурного сообщества

Человек говорящий предстает как совокупность личностных феноменов — как личность языковая, речевая и коммуникативная.

Человек говорящий обладает совокупностью знаний и представлений, которые он получает в процессе социали-

зации Знания и представления разграничиваются по природе, структуре, форме хранения и способу активизации

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

Караулов Ю Н Русский язык и языковая личность М , 1987

Караулов Ю Н Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность М, 1989 С 3—8

Красных В В Виртуальная реальность или реальная виртуальность'' Человек Сознание Коммуникация М , 1998

Леонтьев А А Язык, речь, речевая деятельность М , 1969

Дополнительная

Брудный А А Семантика языка и психология человека (о соотношении языка, сознания и действительности) Фрунзе, 1972

Коул М Культурно-историческая психология Наука будущего М , 1997

Краткий словарь когнитивных терминов (Под общ ред Е С -Кубряковой ) М,1996

Леонтьев А Н Человек и культура М , 1961

Леонтьев А Н Проблемы развития психики Изд 3-е М , 1972

Леонтьев А Н Деятельность Сознание Личность М , 1975

Леонтьев А Н Философия психологии М , 1994

Макаров М Л Интерпретативный анализ дискурса в малой группе Тверь, 1990

Московичи С Век толп Исторический трактат по психологии масс М , 1998

Общая и прикладная психолингвистика М, 1973

Проблемы психолингвистики М , 1975

Прохоров Ю Е Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев М , 1996

Ришар Ж Ф Ментальная активность Понимание, рассуждение, нахождение решений М , 1998

Сепир Э Избранные труды по языкознанию и культурологии М , 1993

Язык и личность М , 1989

Язык и сознание парадоксальная рациональность М , 1993

ЛЕКЦИЯ 9

Когнитивные пространства и когнитивная база Структура знаний человека говорящего Коммуникация: природа, цель, условия, типы

КОГНИТИВНЫЕ СОВОКУПНОСТИ ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

В предыдущих лекциях мы с Вами договорились, что каждый человек говорящий обладает некоторым набором знаний и представлений, которые могут носить как индивидуальный, так и коллективный характер. Приведем еще один пример. В русском фольклоре есть небезызвестный персонаж — Баба-Яга (вспомним, кстати, произведение Леонида Филатова «Про Федота стрельца, удалого молодца (сказка для театра по мотивам русского фольклора)»: «Ну, случайно, ну, шутя, Сбилась с верного путя! Дак ведь я — дитя природы, Пусть дурное, но — дитя!» или: «Я — фольклорный элемент, У меня есть документ, Я вообче могу отседа Улететь в один момент!»). Предположим, что я глубоко симпатизирую этой «старушке», она кажется мне вовсе не злобной, не отвратительной, а вполне добродушной, в чем-то даже интеллигентной, славной пожилой дамой, которую вечно обманывают разные Иваны — либо царевичи, либо дураки (часто, впрочем, в одном лице). Но, будучи воспитанной в русском на-ционально-лингво-культурном сообществе, я прекрасно понимаю, что для большинства русских Баба-Яга — ведьма в ступе или на помеле, только и знающая, что делать всякие гадости «добрым молодцам». Более того, если меня кто-либо назовет Бабой-Ягой, то я пойму это как откровенно грубое высказывание по поводу моей внешности (вспомним, что «классическая» Баба-Яга — старое, урод-

ливое существо, с крючковатым носом, да еще к тому же с «костяной ногой», что следует из текстов сказок) и, возможно, моего характера (вспомним, например, эпизод из фильма «Дорогой мой человек»: маленькая девочка с удивлением спрашивает своего отца: «А разве д о бр ы е Бабки-Ежки бывают!», что предполагает существование только злых «Бабок-Ежек»). Таким образом, имеются как бы два разных «образа» одного и того же предмета: индивидуальное представление и коллективное, — которые базируются на знании текстов русских сказок и инвариантах восприятия самого персонажа. Однако если я специалист по фольклору, занимаюсь русским народным творчеством, то я, как профессионал в этой области, не могу не владеть дополнительной, специальной информацией о данном персонаже как таковом и о его месте в системе других образов русского фольклора. Иначе говоря, у меня будет еще и «третье» представление о Бабе-Яге — представление, присущее специалисту, сформированное на основе знаний, обязательных для члена профессиональной группы, профессионального социума. Вспомним, кстати, что помимо индивидуального опыта и конкретной ситуации, смысл в значительной мере связан с профессиональной, социальной и вообще групповой принадлежностью данного человека (А. А. Леонтьев) и что личность «входит» в общество через социальные группы (Е. Ф. Тарасов). Следовательно, мы имеем дело не с двумя, но с тремя «наборами» знаний и представлений: (1) индивидуальным и двумя коллективными: (2) социум-ным и (3) национальным. Как пишет О. Розеншток-Хюс-си, «посредством говорения (и вот это уже к растениям и животным не относится) человек может в каждый данный момент радвигать границы внутреннего пространства, делая его все более и более емким. Роза всегда остается розой. Человек же принадлежит к ряду сообществ различной численности и предназначения — семье, городу, расе, цивилизации, церкви, роду человеческому — в той мере, в

какой он творчески относится к языку этих сообществ» Соответственно, выделяются'