logo search
Психолингвистика / Красных

1 Схожие идеи можно найти у таких ученых, как л Ельмслев, а и Счирницкий г в Колшанский, которые также противопостав-

Иначе говоря, выделяются четыре «компонента» 1 язык (L), 2 языковая способность (FLg), 3 речевая деятельность (Lg), 4 речь (Р) Отношения данных «компонентов» могут быть выражены с помощью следующей

rhnniuvnbi

где (1) и (2) составляют (3), противопоставленное (4)

Те же понятия, как нам представляется, рассматривает и А А Леонтьев, предложивший противопоставление трех составляющих язык как предмет — язык как процесс — язык как способность, — которые «есть части речевой деятельности» Таким образом, речь идет также о четырех феноменах I язык как предмет, II язык как процесс, III язык как способность, IV речевая деятельность, отношения между которыми могут быть описаны следующей формулой

Между точками зрения Ф де Соссюра и А А Леонтьева существует определенное соответствие, которое может быть показано следующим образом (см сх 2 на стр 90)

Далее, вспомним, что Л В Щерба, о котором мы только что говорили, рассматривал 3 аспекта языковых явлений речевую деятельность, языковые системы и языковой материал — плюс, по А А Залевской, 4-й аспект — речевая организация

ляли язык и речь как потенциальное и реальное О Есперсен и А А Реформатский противопоставляли язык и речь как социальное и индиви дуальное Близкие идеи высказывали социологисты например, Ж Ван-дриес который считал язык «идеальной лингвистической формой, тяготеющей над всеми индивидами данной социачьной группы» Р О Якобсон говорил о языке и речи как о коде и сообщении Н И Жинкин рассматривал речь как «применение языка в процессе общения» Именно эту точку зрения назвал «единственно приемлемой» А А Леонтьев

Схема 2. Соотношение концепций Ф де Соссюра и А А Леонтьева

В работах психологов также представлены разграничения

И в связи с этим мы подошли к наиболее важной для психологов оппозиции — оппозиции механизм / процесс А А Леонтьев демонстрирует это следующим примером есть механизм — «устройство» глаза, и есть процесс зрения.

Мы с Вами уже говорили, что одной из актуальных для современной отечественной ПЛ проблем является проблема изучения речевого механизма человека Так что же такое речевой механизм и механизм вообще7 Об этом мы поговорим на следующей лекции.

Итак, повторим основные положения лекции Речь и мышление связаны диалектическим единством И хотя они, как правило, параллельны, в некоторых случаях можно говорить о «нулевой спайке» В норме при говорении мышление наличествует всегда, «проговаривание» же

в процессе мышления не всегда является необходимо обязательным

Деятельность — это процесс, который осуществляет отношение человека к миру, отвечает потребности и характеризуется мотивом Деятельность включена в общение даже в тех случаях, когда внешне он остается один

Речевая деятельность — единство общения и обобщения, особым образом организованная активная и целенаправленная деятельность человека, которая регулируется определенной системой мотивов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

Горелов И Н Седов К Ф Основы психолингвистики М , 1997 Залевская А А Введение в психолингвистику М 1999 Леонтьев А А Основы психолингвистики М 1999 Красных В В Виртуальная реальность или реальная виртуальность'' Человек Сознание Коммуникация М , 1998

Дополнительная

А пейников А Г Модель речевой деятельности (в терминах теории графа) // Речевое общение цели, мотивы, средства М , 1985 С 11—21

Выготский Л С Мышление и речь М , Л 1934 //Собр соч в 6-ти тт М , 1982 Т 2

Гаспаров Б М Язык Память Образ Лингвистика языкового существования М , 1996

Жинкин Н И Механизмы речи М , 1958

Жинкин НПО кодовых переходах во внутренней речи // ВЯ, 1964, №6 С 26—38 Риторика, 1997 № 1 (4) С 13—21

Залевская А А Проблемы организации внутреннего лексикона че ловека Калинин, 1977

Зимняя И А Смысловое восприятие речево! о сообщения // Смысловое восприятие речевого сообщения М , 1976 С 5—33

Зимняя И А Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке М , 1985

Зимняя И А Психология обучения неродному языку М , 1989 Зимняя И А Психология обучения иностранным языкам в школе М.1991

Леонтьев А А Язык, речь, речевая деятельность М , 1969 Общая и прикладная психолингвистика М , 1973 Проблемы психолингвистики М, 1975 Психолингвистика М,1984 Соссюр Ф де Курс общей лингвистики М , 1933 Щерба Л В О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Языковая система и речевая деятельность Л , 1974

ЛЕКЦИЯ 5

Языковой / речевой механизм

ЯЗЫКОВОЙ / РЕЧЕВОЙ МЕХАНИЗМ

В научной литературе можно найти различные трактовки термина «механизм». Механизм может пониматься как.

  1. устройство чего-либо, его структурные характеристики;

  2. процесс, совокупность действий и операций или ряд процессов; механизм есть операция, действие;

  3. взаимодействие структуры и процесса при условности их разграничения;

  4. обозначение то структуры, то процесса либо и структуры, и процесса;

  5. структура, процесс и его результат;

  6. структура, процесс, функция и социальные условия реализации деятельности.

В психологии говорят о различных механизмах. Сошлемся на мнение Б. Ф. Ломова, который говорит о психологических и нейрофизиологических механизмах, о механизмах переработки информации, формирования картины мира, це-леполагания и т. д. В работах школы Н. П. Бехтеревой можно прочитать о механизмах мозга человека. В работах, выполненных представителями школы Д Н Узнадзе, рассматривается механизм установки (установка есть определенное досознательное состояние готовности организма к некоторому поведению). Б. Г. Ананьев пишет о функциональных, операциональных, мотивационных механизмах, о механизмах памяти, восприятия, мышления О последних много писал и известный психолог С. Л. Рубинштейн А. Г Ас-молов рассматривал механизмы вероятностного прогнози-

рования, антиципации. Перечисление можно продолжать долго, но остановимся на том, что уже сказано, и договоримся понимать под механизмом некоторое устройство для осуществления определенных процессов. А теперь перейдем к рассмотрению механизмов речевой деятельности.

Речевые механизмы суть устройство для осуществления процессов, связанных с речевой деятельностью.

С точки зрения А. А. Заленской, это устройство обладает возможностями и наложенными на него ограничениями, эти возможности и ограничения определяются мозгом; это устройство оперирует своими специфическими единицами, которые могут быть содержательно наполнены и упорядочены; структура и процессы взаимозависимы и взаимообусловлены. Следовательно, делает вывод Залевская, такое понимание восходит к концепции Л. В. Щербы, поскольку речевой механизм есть речевая организация человека во взаимодействии составляющих ее единиц, их упорядоченности и процессов, через которые происходит формирование речевой организации и ее использование для разных целей.

Рассуждая о речевых механизмах, нельзя не остановиться на концепции Н. И. Жинкина, оказавшего огромное влияние на развитие психологии и психолингвистики. Основные идеи исследователя нашли отражение в следующих работах: книги «Механизмы речи» (вышла в свет в 1958 г.), «Речь как проводник информации» (1982) и «Язык. Речь. Творчество» (1998), статья « О кодовых переходах во внутренней речи» (впервые была опубликована в № 6 «Вопросов языкознания» в 1964г., перепечатывалась в нескольких изданиях в конце 90-х). Суть концепции Н. И. Жинкина сводится к следующему: все речевые механизмы обладают двузвенностью и комплементарностью (взаимодополнительностью). Они могут быть упорядочены в иерархию, на вершине которой находятся общие механизмы приема и выдачи сообщений. Идея комплементарности реализуется на всех уровнях иерархии, в том числе в механизмах

осмысления, памяти, упреждающего синтеза (опережающего отражения). Основной операциональный механизм — взаимодействие составления слов из элементов и фраз из слов при реализации в каждом из них отбора и составления, анализа и синтеза, динамики и статики.

В книге «Речь как проводник информации» Н. И. Жин-кин пишет, что ассоциация есть «физиологический механизм, запоминающий язык», механизм синаптической связи. В последнее время становится все более популярной идея Н. И. Жинкина о том, что «понимать надо не речь, а действительность». Это достигается через механизм речемы-слительной деятельности — внутреннюю речь. Внутренняя речь реализуется через универсальный предметный код (УПК). УПК — субъективный язык, который не осознается человеком, функционирует на стыке речи и интеллекта, где «совершается перевод мысли на язык человека». При помощи УПК принимающий речь преобразует ее в модель отрезка действительности, о котором сообщается. Внутренняя речь является механизмом переводности как свойства человеческого языка. Принимаемый текст всегда переводится на внутреннюю речь, что необходимо для идентификации денотата (образа предмета окружающего мира).

В других работах Н. И. Жинкин рассматривает:

Известный психолог и психолингвист И. А. Зимняя выделяет 3 фазы речевой деятельности в их соотнесенности с общефункциональными и специфическими речевыми механизмами:

1) мотивационно-побудительная фаза связана с механизмом мотивации;

2) ориентировочно-исследовательская;

3)исполнительная.

Последние две фазы связаны с общефункциональными механизмами, среди которых И. А. Зимняя выделяет:

На указанных общефункциональных механизмах основываются и специфические речевые механизмы:

Среди других речевых механизмов, которые рассматривают различные исследователи, следует назвать: