logo search
Психолингвистика / Красных

Так что же такое психолингвистика?

Во-первых, заметим, что первые случаи употребления этого термина можно найти в немецкой психологической литературе последней четверти XIX века. Однако в активный научный обиход термин вошел в 50-е годы XX века, после двух научных семинаров, которые проводились в США в 1951 и 1953 годах, и после книги «Psycho-linguistics. A Survey of Theory and Reasearch Problems» (под. ред. С. E. Osgood & Т. A. Sebeok), которая вышла в свет в 1954 г. Заметим, кстати, что сам термин не сразу завоевал симпатии исследователей. Так, R. Brown писал, что слово «психолингвист» скорее говорит о свихнувшемся полиглоте, чем о психологе, интересующемся языком. А. А. Залев-ская упоминает случай, когда ее собеседница, узнав, чем занимается сама Залевская, с радостным пониманием воскликнула: «А-а, значит Вы лингвопсихопат!».

Во-вторых, нельзя не заметить, что в современной науке нет единого понимания данного термина. Это связано с тем, что конкретное понимание ПЛ зависит от многих факторов: какой период, какая страна и даже какой конкретно исследователь имеется в виду (изначально лингвист или психолог), если и когда мы говорим о ПЛ (Е. Ф. Тарасов, Р. М. Фрумкина, А. А. Залевская, Е. Hatch). В связи с этим говорят о ПЛ Осгуда, ПЛ Хомского и т. д., т. е. подчеркивают, что имеется в виду определенное направление, связанное с именем какого-либо исследователя. В целом, по мнению Е. Ф. Тарасова, ПЛ — «собирательное название для научных теорий, ориентирующихся часто на не только несовпадающие, но иногда прямо противоположные методологические представления: психолингвистические школы и направления возникали на разной национальной и культурной основе, связаны с разными психологическими и лингвистическими школами».

И, в-третьих, в наши дни термин «психолингвистика» относится к числу весьма модных и популярных. Зачастую

авторы декларируют в названии или аннотации психолингвистический подход, которым в самой работе и не пахнет. Одним словом, как говаривал Козьма Прудков, если на клетке льва написано «буйвол», не верь глазам своим.

После столь пространных вступительных замечаний представим наиболее авторитетные трактовки ПЛ. Итак, ПЛ воспринимается как:

1. наука лингвистическая:

— экспериментальная лингвистика (G. D. Prideaux):

  1. наука психологическая: элемент системы психологических наук (А. А. Леонтьев и современные зарубежные исследователи, напр., D. W. Carroll);

  2. наука междисциплинарная: научная дисциплина, которая пытается разработать лингвистически и психологически валидную теорию, способную объяснить природу языка и его усвоение детьми (J. F. Kess).

Я предлагаю Вам считать ПЛ наукой, находящейся сегодня в стадии становления как самостоятельной научной дисциплины и безусловно носящей междисциплинарный характер.

В отечественной научной школе ПЛ понималась и понимается как теория речевой деятельности (ТРД) и вписывается в общую теорию деятельности человека (подробнее об этом мы будем говорить позже). ПЛ — наука, «изучающая устройство и функционирование речевых механизмов человека» (А. А. Леонтьев). Такое понимание восходит к психологической школе Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейна. Основными постулатами ТРД являются изначальная активность субъекта, его включенность в совместную деятельность, ведущая роль мотивации.

Сразу оговоримся, что, по мнению ряда ученых, современная ПЛ «по характеру решаемых задач стала значительно шире теории речевой деятельности» (И. Н. Горелов, К. Ф. Седов). Если принимать узкое понимание ТРД, то с этой точкой зрения нельзя не согласиться: действительно, круг решаемых психолигвистикой проблем весьма широк. Однако представляется допустимым и широкое трактование, когда все, что имеет отношение к самой речевой деятельности, рассматривается с позиций и в рамках ТРД; это могут быть и процедуры формирования и формулирования мысли (И. А. Зимняя), и проблемы понимания речи, и процесс общения, и факторы, обусловливающие его протекание, и вопросы онтогенеза детской речи (как ребенок учится говорить) и т. д. Итак, давайте пока договоримся: ПЛ — это теория речевой деятельности (в широком понимании). Примем это определение как рабочее. Надеюсь, что в конце курса будет более понятно, что такое ПЛ и что такое ТРД.

Объект ПЛ — совокупность речевых событий или речевых ситуаций.

Предмет ПЛ — соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной «образующей» образа мира человека, с другой.

Целью ПЛ является описание и объяснение особенностей функционирования языка как психического феномена (включая овладение и пользование как первым, так и вторым языком) с учетом сложного взаимодействия множества внешних и внутренних факторов при изначальной включенности индивида в социально-культурные взаимодействия (А. А. Залевская).

И последнее замечание о сути ПЛ: ПЛ — не «довесок» к лингвистике или психологии, но серьезное научное направление, которое находится в стадии становления как самостоятельной дисциплины. ПЛ возникла на стыке наук и

носит междисциплинарный, интеграционный характер. Вместе с тем, мы все-таки не будем забывать, что мы филологи и что для нас ПЛ — это наука о психическом в языке (Бодуэн де Куртене), о том, как человек пользуется языком, о том, как он строит свой дискурс с точки зрения процесса и результата. И поскольку, как говорил Ельмслев, текст есть то, что получает лингвист в нерасчлененной целостности в качестве исходного материала для анализа, то следовательно, во всех своих рассуждениях о ПЛ проблемах мы отталкиваемся от языка и к языку же приходим.