logo search
Программа к Госэкзамену

4. Психологические, лингвистические и дидактические основы обучения иностранным языкам.

Методика как полидисциплинарная наука. Связь методики с другими отраслями научного знания.

Психологическая характеристика речи: устная и письменная речь, внешняя и внутренняя. Процессы восприятия, памяти, мышления в обучении иностранным языкам. Интерференция и перенос в обучении иностранным языкам. Понятие «речевая деятельность». Рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности. Психофизиологические механизмы восприятия и порождения речевого высказывания. Учет возрастных особенностей учащихся в обучении иностранным языкам.

Язык и речь. Единицы языка и единицы речи. Понятия текст и дискурс.

Данные коммуникативной лингвистики и лингвистики текста в обучении иностранным языкам.

Специфика учебного предмета «Иностранный язык». Языковое образование как социальная и личностная ценность. Содержание понятий преподавание, обучение, учение.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лигводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.

  2. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – М., 1991.

  3. Методика преподавания иностранных языков : общий курс: учеб. пособие / отв. ред. А.Н.Шамов. – М.: АСТ МОСКВА: Восток-Запад, 2008. – 253 с.

  4. Щепилова, А.В.Когнитивный принцип в обучении второму иностранному языку: к вопросу о теоретическом обосновании / А.В. Щепилова // Иностранные языки в школе. – 2003. – № 2. – С.4–11.

  5. Щукин, А.Н.Обучение иностранным языкам: теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин. – М.: Изд «Омега – Л», 2010. – 480 с.

  6. Лекционный материал.

5. История развития методики преподавания иностранных языков. Устный метод Г.Пальмера и “метод чтения” М.Уэста и их критический анализ.

Краткий обзор зарубежной методики преподавания иностранных языков в XIX-XXвеках. Переводные методы. Период Реформы. Натуральный и прямой методы. Неопрямизм в зарубежной методике. Методическая система Г.Пальмера (цели и содержание обучения, основные методические принципы, система упражнений) и ее критический анализ.

Методическая система М.Уэста (сущность и содержание «метода чтения», цели обучения, методические принципы, приемы обучения чтению и устной речи) и ее критический анализ.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреасян, И.М. История методики преподавания иностранных языков за рубежом: пособие для студентов 4–5 курсов по специальности «Современные иностранные языки» / И.М. Андреасян, Ю.В. Маслов. – Минск, 2011. – 177 с.

  2. Гез, Н.И.История зарубежной методики преподавания иностранных языков / Н.И. Гез, Г.М. Фролова. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 256 с.

  3. Миролюбов, А.А.История отечественной методики обучения иностранным языкам. – М.: СТУПЕНИ; ИНФРА-М, 2002. – 448 с.

  4. Лекционный материал.