Раздел III. Семасиология
Упражнение 1. Проанализируйте структуру лексического значения следующих слов, определите денотативный и коннотативный компонент значения.
Polite – civil, to shake – to tremble, to choose – to select, money – cash, to conceal – to disguise, photograph – picture, odd – queer, to draw – to paint, skilled – proficient.
Упражнение 2. Определите тип мотивированности слова, укажите случаи немотивированных единиц.
To grumble, to sizzle, to sprinkle, a brute, absent-mindedness, speechless, open-mouthed, ruler-owner, knee-deep, small (not large → insignificant, unimportant), mind-blowing (amazing), cool (fashionable), virus, item, mouse.
Упражнение 3. Определите тип семантического переноса и объясните его.
Watt, volt, guillotine, bedlam, suede, muslin, tweed, a teddy bear, to talk froggy, colour-blind, jersey, derrick, ohm, bookworm, green years, wandering thought, mouth of a cave, a sour smile, china, raglan, jeans, ampere, the tongue of a bell, the eye of a needle, the mouth of a box, the head of the line.
Упражнение 4. Установите, каким образом шло развитие и изменение значения следующих слов.
Nice, room, pipe, heaven, lady, fowl, meat, marshal, glad, queen, teach, fellow, husband, knave, barn, bribery, boor, chap, churl, angel, knight, thing.
Упражнение 5. Приведите эвфемизмы для следующих слов. Скажите, с какой целью употребляются эвфемизмы.
To die, drunk, prison, mad, liar, devil, lavatory, god, eat, pregnant, stupid.
Упражнение 6. Выделите из следующих словосочетаний те, в которых реализуется один и тот же ЛСВ многозначного слова. Объясните различные значения и употребления.
smart, adj
smart clothes, a smart answer, a smart house, a smart garden, a smart repartee, a smart officer, a smart blow, a smart punishment, a smart restaurant, a smart nightclub
stubborn, adj
a stubborn child, a stubborn look, a stubborn horse, stubborn resistance, a stubborn fighting, a stubborn cough, stubborn depression
root, n
edible roots, the root of the tooth, the root of the matter, the root of all evil, square root, cube root
perform, v
to perform one’s duties, to perform an operation, to perform a dance, to perform a play
Упражнение 7. Проиллюстрируйте семантическую структуру следующих полисемантичных слов.
Face, n; lose, v; green, adj; sail, n.
Упражнение 8. Приведите омонимы для следующих слов, классифицируйте омонимы согласно существующим классификациям.
Seal, sum, sight, hare, bill, pupil, can, fit, like, bathed, lead, wound, sought, there, aloud.
Упражнение 9. Определите источники возникновения следующих омонимов.
Flower – flour; spring – to spring; capital (adj) – capital (n); love – to love; to write – rite – right; flu – flew; fare – fair; back – to back; piece – peace; box (1) – box (2); chest (1) – chest (2); pale – pail; wait – weight; case (1) – case (2); board – board.
Упражнение 10. Определите, являются ли выделенные слова омонимами или полисемантичными словами. Проанализируйте, какими критериями разграничения многозначности и полисемии вы руководствовались.
26 letters of the ABC; to receive letters regularly;
no mean scholar; to mean something;
to propose a toast; an understood toast;
a hand of the clock; to hold a pen in one’s hand;
to be six foot long; at the foot of the mountain;
the capital of a country; to have a big capital (money);
to date back to year 1870; to have a date with somebody;
to be engaged to Mr. N.; to be engaged in conversation;
to make a fire; to sit at the fire (place);
to peel the bark of the branch; to bark loudly at the stranger.
Упражнение 11. Определите тип синонимов.
Soldier – warrior; money – dosh – dough; courage – bottle; irritate – bug; appeal to – grab; to dismiss – to sack; to extinguish – to put out (the fire); weak – feeble – frail – fragile; to jump – to leap – to spring – to skip – to hop; ache – pain – pang – twinge; to shout – to yell – to roar; angry – furious – enraged; pleasure – delight – joy – delectation – enjoyment; passionate – ardent – fervent – fervid – perfervid – impassioned; to hate – to loathe – to detest – to abominate – to abhor.
Упражнение 12. Определите доминанту в следующих синонимических рядах. Объясните свой выбор.
to glimmer – to glisten – to blaze – to shine – to sparkle – to flash – to gleam;
to astound – to surprise – to amaze – to puzzle – to astonish;
to cry – to weep – to sob;
to praise – to commend – to laud – to glorify;
scent – perfume – smell – odour – aroma;
to fabricate – to manufacture – to produce – to create – to make.
Упражнение 13. Определите источники синонимии.
Fear – terror – horror; to die – to pass away; gift – present; work – job – employment – occupation; nil – zero; veterinarian – vet; charm – glamour; info – information; effectivity – effectiveness; mad – unbalanced; legless (coll) – drunk; lorry – truck; want – wish – desire – crave – covet; to stop – to cease – to quit – to discontinue – to desist; glad – joyful – joyous – happy – cheerful – light-hearted.
Упражнение 14. Объясните, почему следующие слова являются частичными синонимами. Установите значения, в которых они совпадают.
Tongue – language, dear – expensive, border – frontier, ripe – mature, infectious – catching, labyrinth – trap, object – objective, dumb – mute, survive – outlive, mean – stingy.
Упражнение 15. Подберите антонимы к следующим словам. Определите их типы.
Weak, high, to lose, to weep, honest, smart, ugly, logical, to agree, quiet, harmful, to use, romantic, to lock, tactful.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Раздел I. Этимология
- Ассимиляция. Классификация лексики по степени ассимиляции
- Латинские заимствования
- Греческие заимствования
- Скандинавские заимствования
- Французские заимствования
- Кельтизмы
- Итальянские заимствования
- Голландские заимствования
- Испанские и португальские заимствования
- Немецкие заимствования
- Арабские и персидские заимствования
- Русские заимствования
- Заимствования из других языков
- Этимологические дублеты
- Интернациональные слова
- Раздел II. Словообразование
- Понятие морфемы. Типы и классификация морфем
- Морфологическая структура слова
- Историческое изменение структуры слова
- Методы анализа морфологической структуры слова
- Продуктивные способы словообразования
- Аффиксация
- Основные принципы классификации аффиксов
- Конверсия
- Причины широкого распространения конверсии в английском языке
- Основные конверсионные модели
- Критерии определения направления производности в конверсионных парах
- Словосложение
- Критерии выделения сложного слова
- Классификация сложных слов
- Специфика словосложения в английском языке
- Обратное словообразование
- Сокращение
- Телескопия
- Малопродуктивные способы словообразования
- Словообразование путем изменения ударения
- Раздел III. Семасиология
- Принцип семантического треугольника
- Типы значений
- Структура лексического значения слова
- Метод компонентного анализа
- Мотивированность слова. Типы мотивированности
- Народная этимология
- Причины, природа и результаты семантических изменений в слове
- Смысловая (семантическая) структура слова
- Полисемия
- 1 21 821
- Омонимия
- Классификация омонимов
- Источники омонимии
- Критерии разграничения многозначности и омонимии
- Семантические группы слов в лексической системе английского языка
- Тематические (идеографические) группы
- Семантические поля
- Лексико-семантические группы слов
- Синонимия
- Классификации синонимов
- Источники синонимии
- Антонимия
- Паронимия
- Раздел IV. Фразеология
- Свободные словосочетания, устойчивые нефразеологические словосочетания, фразеологические словосочетания
- Свободные словосочетания
- Фразеологические словосочетания
- Устойчивые нефразеологические сочетания
- Фразеологические единицы. Критерии устойчивости
- Классификация фразеологических единиц
- Этимологическая классификация фе
- Раздел V. Пополнение словарного состава английского языка
- Устаревшие слова
- Неологизмы и окказионализмы
- Раздел VI. Лексикография Предмет и задачи лексикографии
- Типология английских словарей
- Раздел I. Этимология
- Раздел II. Словообразование
- Раздел III. Семасиология
- Раздел IV. Фразеология
- Контрольная работа вариант 1
- Контрольная работа вариант 2
- Контрольная работа вариант 3
- I. Этимология
- Контрольная работа вариант 4
- Этимология
- Словообразование
- Семасиология
- Фразеология
- Требования к экзамену по лексикологии
- Вопросы для подготовки к экзамену
- Лексикологический анализ текста
- Латинские заимствования
- Греческие заимствования
- Кельтские заимствования
- Немецкие заимствования
- Скандинавские заимствования
- Французские заимствования
- Итальянские заимствования
- Испанские заимствования
- Арабские заимствования
- Рекомендуемая литература:
- Указатель основных понятий и терминов
- Содержание
- Основы лексикологии
- Английского языка
- Для студентов V курса заочного отделения
- Издание второе, дополненное