logo search
Психолингвистика / Красных

3 Постарайтесь привести свои аналогичные примеры из литературы, кинематографа.

ладонь к лицу и недоверчиво осмотрел ее Что-то было не так Комендант быстро замигал а потом с огромным беспокойством, как бы ища оброненное принялся оглядывать пол под ногами Тут до меня дошло

Документы' прошипел я Документы ему дай1 Комендант, бочезненноулыбаясь, продолжал озираться Эдик торопливо сунул ему свое удостоверение и заявку Комендант ожил Действия его вновь стали осмысленными

Карл Леонхард написал монографию «Мимические, жестовые и фонические средства эмоционально-коммуникативной выразительности», в которой он проанализировал и классифицировал невербальные компоненты коммуникации Важнейшие выводы они обязательны при общении, в большинстве случаев не осознаются говорящим, но всегда учитываются слушающим, они в основном носят универсальный характер, не зависят от пола, возраста, национальности и культуры Более того, есть компоненты, общие для человека и животного Однако тезис об универсальности невербальных компонентов коммуникации требует очень серьезного уточнения, что мы и сделаем в курсе этнопсихолингвистики, когда рассмотрим случаи коммуникативных неудач, обусловленных именно невербальными компонентами коммуникации А пока скажем лишь следующее если мы проанализируем книгу «Язык жестов» Алана Пиза, то увидим, что целый ряд жестов, элементов мимики лица и прочих невербальных компонентов, которые описывает указанный автор, отличается от тех, к которым привыкли мы 4

4 Вспомните случаи Вашего общения с иностранцами или с людь ми, приехавшими из далеких краев не возникало проблем'' (Личная зона, положение и движения рук контакт глаз громкость тактичь ные контакты и др Помните уМ Задорнова «итальянцы вообще раз говаривают руками» )

Функции невербальных компонентов коммуникации (найдите примеры)

х субъекта,

В связи с этим стоит вкратце остановиться на языке глухих В языке жестов используются два типа знаков, две системы жестовая речь и «пальцевая» речь (дактилология, на буквенной основе) Как выясняется, жестом можно обозначить не только какой-либо предмет (человек, дерево, дождь), но и понятия достаточно абстрактные, соотносимые, например, с грамматической категорией времени (сегодня сейчас — один жест, вчера — другой жест, есть жест для обозначения раньше назад, как «час назад») Кстати, мы часто используем жесты, обозначающие время (прошедшее — показываем себе за спину и будущее — показываем вперед), в нашей повседневной речи и со слышащими людьми Часто эти жесты используют преподаватели иностранных языков Но здесь кроется и опасность, так как не для всех культур прошлое находится за спиной (но об этом в курсе этнопсихолингвистики)

Дактилология в первую очередь используется для передачи имен собственных и абстрактных понятий В общении с глухими, слепыми и слепоглухими может использоваться также дактилография («написание» буквы, например, на руке реципиента) Широко используется людьми,

лишенными зрения, также и система Брайля (на некоторых бутылках Вы, наверняка, видели у донышка ряд загадочных выпирающих точек — это и есть надпись на системе Брайля — для того, чтобы слепой человек мог прочитать, что он покупает). На эту систему «переведены» многие книги, журналы и другие издания

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

Горелов И Н Седов К Ф Основы психолингвистики М , 1997 Залевская А А Введение в психолингвистику М , 1999

Дополнительная

Белянин В П Введение в психиатрическое литературоведение Мюнхен, 1996

Жирмунский В М Теория стиха Л , 1975

Журавлев А П Символическое значение языкового знака // Речевое воздействие М,1972

Журавлев А П Фонетическое значение Л , 1974

Леонтьев А А Основы психолингвистики М , 1999

Любимова Н А , Пинежанинова Н П, Сомова Е Г Звуковая метафора в поэтическом тексте СПб , 1996

Теория метафоры М , 1990

Шабес В Я Событие и текст М , 1989

Шабес В Я Речь и знание СПб , 1990

Rosch Е On the Internal Structure of Perceptual and Semantic Categories// Cognitive Development and the Acquisition of Language / Moore Т Е (Ed ) NY, London, 1973 P 111—114

Rosch E Principles of Categorization // Cognition and Categorization / Rosch E & В В Lloyd (Eds ) Hillsdale, 1978 P 27—48

ЛЕКЦИЯ 3

Сознание, соотношение сознания и действительности Языковое сознание

Картина мира vs языковая картина мира Сознание — мышление — интеллект

Что и как «хранится» в голове человека1? Как функционируют эти «единицы хранения» (концепты, образы и представления)9

Остановимся на взглядах на природу человека и человеческого сознания, изложенных в трудах Л С Выготского, А Н Леонтьева, А Р Лурии, Н И Жинкина, а также их последователей Тем более, что именно этим взглядам мы будем следовать в наших рассуждениях

ЧТО ТАКОЕ СОЗНАНИЕ?

Начнем с самого начала, с определения психики как таковой. «Психика, — пишет А Н Леонтьев, — свойство живых, высокоорганизованных материальных тел, которое заключается в их способности отражать своими состояниями окружающую их, независимо от них существующую действительность Психические явления — ощущения, представления, понятия — суть более или менее точные и глубокие отражения, образы, снимки действительности » Следовательно, психические явления вторичны, а действительность есть первичное, определяющее При этом специфика психики заключается в том, что «ощущение предметно, отражает свойства предметов действительности»

Но что есть отражение действительности9 (В скобках заметим, что этот вопрос является краеугольным камнем не только в психологии, но и в философии ) Для психоло-

гических исследований важнейшим является постулат о том, что отражение у живых организмов — всегда активный процесс, при этом сама организация и деятельность живого организма является отражением объективных свойств окружающей среды. Более того, всякое психическое отражение есть результат реальной связи, реального взаимодействия живого, высокоорганизованного, материального субъекта и окружающей его материальной действительности.

Наличие психики, т. е. способности активного отражения окружающей действительности, отличает живой субъект от неживого. Однако в самой этой способности заложено и разграничение внутри класса «живых высокоорганизованных материальных тел» — отличие человека от животных, ибо психическое отражение, характерное для животных, оказывается противопоставленным сознательному отражению, специфически присущему человеку. Сознательное отражение есть отражение предметной действительности в ее отделенности от наличных отношений к ней субъекта. Это такое отражение, которое выделяет объективные устойчивые свойства окружающего предметного мира '. Так мы подходим к понятию сознания, которое есть специфически человеческая форма отражения действительности и высший тип психики (А. Н. Леонтьев).

Последнее утверждение, с которым мы не можем не согласиться, безусловно, требует определенных уточнений.

1 Ср.: «Когниция [как «познание, познавание» и «мышление, размышление»] ярко отражает сущность homo sapiens'a и его интеракцию, взаимодействие со средой, направленные на выживание человека, совершенствование его приспособления к природе, познание мира и т. п. Когниция есть проявление умственных, интеллектуальных способностей человека и включает осознание самого себя, оценку самого себя и окружающего мира, построение особой картины мира — всего того, что составляет основу для рационального и осмысленного поведения человека» (Краткий словарь когнитивных терминов).

Во-первых, что есть действительность, и, во-вторых, как понимается отражение. Разбирая концепцию О. Розеншто-ка-Хюсси, К. Гарднер пишет, что, по мнению философа, человечество было сформировано четырьмя типами речи: 1) племенная речь отсылала человека к прошлому, 2) храмовая речь, наподобие той, что родилась в Древнем Египте, направляла человека к звездам, 3) речь Древней Греции посредством поэзии и философии сосредоточивала человека на его внутреннем «я», 4) речь народа Израиля посредством пророчеств обращала человека к его будущему. Христианство сплавило эти четыре модуса речи в единое целое. Такое понимание позволило О. Розенштоку-Хюсси на основе четырех ориентации в действительности сделать вывод о наличии «креста реальности». Четыре ориентации, четыре «фронта жизни» (прошлое, будущее, внутреннее и внешнее) составляют «доступную нам действительность», которая предстает не как круг, а как крест. Это положение принципиально важно, так как, в соответствии с таким пониманием, действительность оказывается намного шире материального мира, непосредственно окружающего человека.