logo
шпоры на гос

23. Разграничение художественного и нехудожественного перевода. Художественный перевод

Перевод художественной литературы не без оснований случается одним из самых трудных видов переводческого жанра. В художественных произведениях, как ни в каких других текстах, выпукло отражается культура той страны, в которой живет их автор. И потому переводчики, плохо знакомые с этими особенностями менталитета и культуры, никогда не смогут создать действительно близкие к оригиналу произведения.

Исполняющий художественный перевод должен в совершенстве владеть и родным языком, быть мастером слова. Неслучайно поэтому популярностью пользуются услуги переводчиков - поэтов и писателей, которые далеко не всегда профессионально переводят.

Особую сложность при переводе представляют фразеологизмы и жаргонизмы, диалектные и фольклорные элементы, которыми в максимальной степени насыщена ткань художественного произведения. Известно, что идиоматические обороты трудно адекватно передать - буквально переводить их чаще всего нельзя (например, такие выражения, как "с гулькин нос», «хоть глаз коли" и т. П. ), а подобрать абсолютный эквивалент порой невозможно. Если же говорить о жаргоне, то он также предельно тесно связан с особенностями конкретной страны. Каким образом, например, можно передать по-английски речь воришки из Одессы? И такой "непереводимый фольклор" можно встретить в переводе с испанского, румынского, немецкого, китайского, хинди, венгерского, итальянского, арабского - словом, со всех стран мира.

Нередко писатели прибегают к "игре слов", основанной на их оттенках значения или звучании - к каламбурам, и это также один из самых сложных задач для переводчика художественных произведений. Ведь в его родном языке все эти слова имеют не абсолютно сходную семантику или другое звучание.